...вы
понимаете, какую книгу/сценарий собираетесь писать. И у вас уже даже есть
первый набросок сюжета: на 2-3 страницы. Пора переходить к поэпизоднику?
Не
спешите. Есть один замечательный прием, который именно на этой стадии
разработки текстов стоит применить.
Итак:
найдите 10-20 прекрасных книг (фильмов) с похожим сюжетом и/или того же жанра.
Главное — чтобы вам эти книги нравились, очень нравились. Настолько, что вы
кусаете себе губы: «Ах, блин, ну почему не я это написал!»
...
Читать дальше »
|
Наш
литсеминар дает множество поводов для размышлений. В процессе подготовки к нему
мы поймали одну проблему, которая является системной для многих и многих
начинающих (и продолжающих) авторов. Мы назвали эту проблему, эту болезнь:
«Сферический герой в вакууме» (и речь идет не только о космобоевике).
Симптомы
болезни?
Если
очень коротко: у героя ничего нет, у героя никого нет, вокруг героя никого и
ничего нет. Кроме того, что категорически нужно для сюжета.
...
Читать дальше »
|
Вы,
скорее всего, и не догадывались, насколько тяжко жить сценаристам. Мало того,
что весь свой креатив им надо уложить в жесткие рамки продолжительности фильма.
То есть будь любезен, напиши произведение размером в 120 страниц (специального
форматирования) — не больше, но и не меньше. И о чем бы ты не писал — размер
задан жестко (для полнометражного фильма - 120, для серии сериала, к примеру,
26 страниц). И разбей все повествование на кусочки не больше трех страниц —
сцены. И... куча ограничений, просто куча!
Но
есть и еще одно требование. Наиважнейшее. В каждой сцене должен быть конфликт.
Даже если сцена из двух реплик. А когда конфликта нет — зритель заскучает... а
когда его нет долго, он и с фильма может
...
Читать дальше »
|
Мы
привыкли называть детективом любое произведение, в котором расследуется
преступление. В библиотеках, где такого рода литературы необъятное море, вводят
дополнительные классификации: «полицейский детектив», «крутой детектив»,
«шпионский детектив» и даже «криминальный детектив», что выглядит загадочным
уточнением, ибо некриминальных детективов — капля в океане.
Но
такая классификация имеет отношение скорее к атмосфере произведения, чем к
особенностям сюжета. Пожалуй, достаточно четко выделяется лишь триллер,
которому мы дали бы определение: «Триллер — это детектив, в котором сыщик сам
заинтересован в результатах расследования».
...
Читать дальше »
|
Итак,
вы придумали героя: супермена с десятком бластеров в каждом кармане; циничного
маргинала с необъятным внутренним конфликтом; задавленную жизнью и затюканную
мужем, но поэтичную в душе фею. Вы разработали структуру, протащили героя через
десятки барьеров, вознесли конфликт на недосягаемую высоту в кульминации...
«Ничотак»,
— скажет читатель, пожевывая вашу книжку по дороге на работу. И отложит до
завтрашней пробки.
А
хочется, чтоб «ого-го». Чтоб на ходу продолжал вчитываться, на эскалатор
...
Читать дальше »
|
Каждый
прекрасный писатель своеобразен, все проблемы у писателей — однотипны. В том
числе — и в стилистике. Например избыток знаков «...». Слишком много вводных
слов: «ну», «словно», «итак». Бесконечные «был», «была»; «-тся» и «тсья», в
конце-то концов. Навязчивые стилистические (и не только) ошибки...
Узнали
себя в этом описании? Грустно вздохнули: «а делать-то чего? Я когда пишу — о
таких «мелочах» не думаю, а потом, на стадии редактуры текста, глаз «замылен» и
именно что такого рода привычные ошибки пропускает, как назло».
...
Читать дальше »
|
Авторы
не всегда различают штамп речевой и штамп - как художественный прием. "Штамп" литературный это
художественный прием, типизированный для жанра, вот и все. Типизация
художественных приемов появились раньше жанровой проз – например, герой-типаж
перекочевал из итальянской комедии в плутовской роман. Штампы используются на различных уровнях
текста – от отдельной фразы или ключевого слова до сюжетных ходов, типов
персонажей и композиционных приемов.
...
Читать дальше »
|
Почему
описания так важны в художественном тексте?
Именно они задают темпо-ритм произведения, придают глубину и объем его
атмосфере, прорастают символами и многозначностью. Так что не торопитесь
переводить описания в диалог, как советуют некоторые гуру – у диалога иные,
драматические, законы.
Обратимся
за опытом к классикам. Самоценные описания интерьера в литературной практике –
счастливое исключение. Не грех еще раз перечесть неувядающую «Философию
обстановки» Эдгара По. http://www.lib.ru/INO
...
Читать дальше »
|
Наши
размышления о природе писательского успеха привели к тому, что есть четыре
способа стать великими, четыре пути добиться успеха. Вот они:
—
История (или хай-концепт);
—
Стилистика;
—
Структура (сценарность);
...
Читать дальше »
|
Размышляем
на животрепещущую тему – почему так сложно себя заставить читать русскоязычных
серийных авторов? Вроде и идеи есть толковые, сюжет динамичный – бегают,
стреляют, кричат, плюс мир яркий и детальный, но что-то отвращает. Ведь не
русский же язык? Нет! Внезапно меня осенило – главные герои какие-то аморфные,
вроде общепитовских тефтелек – без вкуса, цвета и запаха. Негодяи еще
туда-сюда, персонажи второго плана очень даже, а с положительными героями
просто беда. Даже на пресловутых мери-cью не тянут…
Вроде
все авторы не дураки, понимают, что герой должен быть благородный,
...
Читать дальше »
|
|