12:27 Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Детектив vs Процедурал | |
Мы
привыкли называть детективом любое произведение, в котором расследуется
преступление. В библиотеках, где такого рода литературы необъятное море, вводят
дополнительные классификации: «полицейский детектив», «крутой детектив»,
«шпионский детектив» и даже «криминальный детектив», что выглядит загадочным
уточнением, ибо некриминальных детективов — капля в океане.
Но
такая классификация имеет отношение скорее к атмосфере произведения, чем к
особенностям сюжета. Пожалуй, достаточно четко выделяется лишь триллер,
которому мы дали бы определение: «Триллер — это детектив, в котором сыщик сам
заинтересован в результатах расследования». Киношники
делят следовательский жанр иначе. Они считают, что есть направление «детектив»,
а есть — «процедурал». В чем отличие? Детектив
— интеллектуальная игра, поединок между преступником и сыщиком. Расследование,
конечно, основывается на уликах, но сыщик в детективе может не опрашивать
свидетелей, а то и вообще не покидать кресла (привет Эркюлю Пуаро), может
слегка нарушать закон во имя справедливости, а может вообще оказаться случайно
втянутым в расследование, как многие герои Фрэнсиса, например. Если мы
пишем/снимаем детектив, в каждой истории скорее всего будет одна история
преступления и расследования. В
процедурале основа — показать ход расследования в реалистичных декорациях,
заинтересовать читателя/зрителя обстановкой. Герои процедурала — люди на
службе, они не просто решают интеллектуальные загадки, но обязаны соблюдать
процедуру. Направление это весьма широко — от классического детектива Вайнеров
или Марининой до мрачных триллеров Герритсен или Паттерсона. Героем
процедурала не может быть частный сыщик или человек, случайно замешанный в
деле. Так что Фрэнсис, например, процедуралов не пишет. Герои Бушкова, даже
если являются представителями официальной организации, весьма далеки от
соблюдения правил — это также не процедурал. В
каждой книге/серии процедурала параллельно расследуется два-три преступления.
Это позволяет полнее показать рабочие будни героев. По
сути, процедурал близок к старому доброму производственному роману, разве что в
первом случае процедура является скорее антуражем, а во втором — обязана быть
двигателем развития драмы. При
этом общее у детективов и процедуралов, несомненно, есть: в основе каждой
истории лежит загадка (преступление для следовательского жанра, невероятное
происшествие — для мистического). И к финалу мы эту загадку разгадываем. Процедуралы
бывают: —
полицейские: часто они называются «полицейскими детективами»; в таком жанре
написано большинство детективов Марининой; —
медицинские: как известно, «House M. D.» родился из
историй, публикуемых в газетной колонке; —
судебные: все помнят гарднеровского Перри Мейсона, другие его циклы — тоже
процедуральные, хотя героем может выступать не адвокат, а прокурор; —
мистические: например, «X-files»; —
и т. д. Жанр
процедурала нынче весьма популярен на телевидении: «X-files», «Доктор Хауз», «CSI»,
«Части тела», «Декстер», «Хорошая жена», «Прослушка» и наши «След», «Улицы
разбитых фонарей» — все это процедуралы разных направлений и стилей. При этом
процедура вовсе не обязана быть достоверной, а в основе каждой серии все равно
лежит драматическая ситуация. Интересно,
что в фантастическом жанре процедуралов немного, и это понятно: кроме
собственно антуража и фантэлементов приходится продумывать новые
профессиональные отношения и правила. Зато — вот вам непаханное поле. Может,
через пару лет мы прочитаем ваш роман-процедурал о расследовании ментальных
преступлений робокопами в далекой-далекой галактике! Подумайте,
какие еще типы расследований вы можете придумать? | |
|
Всего комментариев: 0 | |