12:27
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Детектив vs Процедурал
 Мы привыкли называть детективом любое произведение, в котором расследуется преступление. В библиотеках, где такого рода литературы необъятное море, вводят дополнительные классификации: «полицейский детектив», «крутой детектив», «шпионский детектив» и даже «криминальный детектив», что выглядит загадочным уточнением, ибо некриминальных детективов — капля в океане.

Но такая классификация имеет отношение скорее к атмосфере произведения, чем к особенностям сюжета. Пожалуй, достаточно четко выделяется лишь триллер, которому мы дали бы определение: «Триллер — это детектив, в котором сыщик сам заинтересован в результатах расследования».

Киношники делят следовательский жанр иначе. Они считают, что есть направление «детектив», а есть — «процедурал». В чем отличие?

Детектив — интеллектуальная игра, поединок между преступником и сыщиком. Расследование, конечно, основывается на уликах, но сыщик в детективе может не опрашивать свидетелей, а то и вообще не покидать кресла (привет Эркюлю Пуаро), может слегка нарушать закон во имя справедливости, а может вообще оказаться случайно втянутым в расследование, как многие герои Фрэнсиса, например. Если мы пишем/снимаем детектив, в каждой истории скорее всего будет одна история преступления и расследования.

В процедурале основа — показать ход расследования в реалистичных декорациях, заинтересовать читателя/зрителя обстановкой. Герои процедурала — люди на службе, они не просто решают интеллектуальные загадки, но обязаны соблюдать процедуру. Направление это весьма широко — от классического детектива Вайнеров или Марининой до мрачных триллеров Герритсен или Паттерсона.

Героем процедурала не может быть частный сыщик или человек, случайно замешанный в деле. Так что Фрэнсис, например, процедуралов не пишет. Герои Бушкова, даже если являются представителями официальной организации, весьма далеки от соблюдения правил — это также не процедурал.

В каждой книге/серии процедурала параллельно расследуется два-три преступления. Это позволяет полнее показать рабочие будни героев.

По сути, процедурал близок к старому доброму производственному роману, разве что в первом случае процедура является скорее антуражем, а во втором — обязана быть двигателем развития драмы.

При этом общее у детективов и процедуралов, несомненно, есть: в основе каждой истории лежит загадка (преступление для следовательского жанра, невероятное происшествие — для мистического). И к финалу мы эту загадку разгадываем.

Процедуралы бывают:

— полицейские: часто они называются «полицейскими детективами»; в таком жанре написано большинство детективов Марининой;

— медицинские: как известно, «House M. D.» родился из историй, публикуемых в газетной колонке;

— судебные: все помнят гарднеровского Перри Мейсона, другие его циклы — тоже процедуральные, хотя героем может выступать не адвокат, а прокурор;

— мистические: например, «X-files»;

— и т. д.

Жанр процедурала нынче весьма популярен на телевидении: «X-files», «Доктор Хауз», «CSI», «Части тела», «Декстер», «Хорошая жена», «Прослушка» и наши «След», «Улицы разбитых фонарей» — все это процедуралы разных направлений и стилей. При этом процедура вовсе не обязана быть достоверной, а в основе каждой серии все равно лежит драматическая ситуация.

Интересно, что в фантастическом жанре процедуралов немного, и это понятно: кроме собственно антуража и фантэлементов приходится продумывать новые профессиональные отношения и правила. Зато — вот вам непаханное поле. Может, через пару лет мы прочитаем ваш роман-процедурал о расследовании ментальных преступлений робокопами в далекой-далекой галактике!

Подумайте, какие еще типы расследований вы можете придумать?


Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 812 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]