12:24 Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Как заставить читателя сочувствовать протагонисту | |
Итак,
вы придумали героя: супермена с десятком бластеров в каждом кармане; циничного
маргинала с необъятным внутренним конфликтом; задавленную жизнью и затюканную
мужем, но поэтичную в душе фею. Вы разработали структуру, протащили героя через
десятки барьеров, вознесли конфликт на недосягаемую высоту в кульминации...
«Ничотак»,
— скажет читатель, пожевывая вашу книжку по дороге на работу. И отложит до
завтрашней пробки. А
хочется, чтоб «ого-го». Чтоб на ходу продолжал вчитываться, на эскалаторе из
рук не выпускал, на работе в ящике стола прятал от бдительного начальства и
присасывался к вашему сюжету, невзирая на недописанный отчет и недоделанный
эскиз. Хочется
ведь? Изучаем
отзывы: от друзей до форумных троллей. Не то, чтобы ругают. «Нормально», —
говорят. Нормально — не наш выбор. Начинаем допытываться: тема не раскрыта?
Концовка завалена? Антураж плохо прописан? «Да
не, — отвечают. — Нормально. Не мое просто. Не ассоциируюсь с героем». Упс. С
одной стороны, писатели верят, что думать о читателе — полезно в
развлекательном бизнесе, а не в серьезной литературе. Да и вообще не барское
это дело — проектировать реакцию публики. С другой... для кого мы издаваться-то
собираемся? И вспомните последние произведения, от которых вы не могли
оторваться в три часа ночи, отложить под угрозой увольнения и ухода супруга из
дома. Мы почти уверены, что в них вы горячо и отчаянно сочувствовали герою. Чтобы
сочувствовать, надо понимать и принимать. Сложно ассоциировать себя со склизкой
шестиглазой улиткой, но если улитка рвется между долгом и любовью — это уже
ближе к общечеловеческим вопросам (хотя на кой, спрашивается, в этом случае
автору делать ее шестиглазой). Давайте
разберемся, какие характеристики с достаточной вероятностью заставят нас
сочувствовать герою. 1) Герой — профессионал От
доктора Хауза до Чичикова (последний, заметьте, высокопрофессиональный
мошенник, умеющий подобрать ключик к кому угодно). Нам импонирует то, что герой
на три головы выше любого оппонента, что он способен найти профессиональное
решение в немыслимо сложной ситуации. В конце концов, за профи на работе просто
интересно наблюдать, особенно если он раскрывает тонкости своего дела. Это,
пожалуй, единственная характеристика, с которой невозможно переборщить. Разве
что напомним: профессиональные умения нужно использовать в сюжете. Скрипач,
который весь роман размахивает дубинкой и ни разу не воспользовался уникальными
навыками (музыкальный слух, чувствительность пальцев, знание классической
музыки) — странный персонаж. 2) Герой — хороший, добрый парень Подавляющее
большинство нас понимает разницу между добром и злом и внутренне стремится быть
хорошими. Злой аватар-завоеватель в компьютерных играх в этом смысле только
подтверждает правило и служит сублимацией подросткового бунта. Человек,
играющий на стороне добра и справедливости, невольно вызывает наше
сопереживание. При
этом, понятно, надо остерегаться благодушных мерзавцев и добреньких идиотов.
Человек может из лучших побуждений взорвать к чертям планету, а охваченный
низменными страстями, спасти мир от больших неприятностей. Но это уже скорее к
вопросу о сложных характерах. 3) Герой наделен чувством юмора Человек,
способный иронизировать над своей погубленной жизнью. Едко, но метко высмеивающий
окружающих. Разыгрывающий ассистента-простака и тут же разоблачающий
собственный розыгрыш. Такие герои нам интересны. Но
здесь легко перегнуть палку. Все мы не раз читали опусы, в которых герой
прихихикивает над всем и вся. Гогочет над кучей трупов, стебается над любовью
подруги, ухмыляется, предавая соратника. Показной цинизм — один из элементов
подросткового бахвальства — кажется эффектной фишкой текста и, возможно,
является таковой для узкой части общества — детей лет 12-14, не отягощенных
рефлексией и этическими вопросами. Кстати,
вариант этой характеристики: герой смешной, вызывающий смех. Все любят Чарли
Чаплина. Коломбо — забавный сыщик, который продержался на экране несколько
десятков лет. 4) Герой несправедливо обижен Коп
стремится доискаться правды в любом деле, подбирается к сильным мира сего — и
начальство отстраняет его от работы. Честная жена избегает соблазнения —
отвергнутый поклонник устраивает ей подставу. Бывшая супруга отсудила дом и
отобрала детей. Коллега украл талантливые работы и выдал за свои, благодаря
чему получил славу и богатство, а героя уволили. Продолжать? Конечно,
здесь переборщить еще проще. Оторвем протагонисту ногу — читателю придется ему
сочувствовать. Сопереживание ослабло? Оторвем руку, выцарапаем глаз, еще чего-нибудь
отчекрыжим. Нарисуем героиню безропотной жертвой, которую (привет «Крылову») по
ходу сюжета насилует каждый очередной подонок. Сделаем персонажа едва живым
сироткой-заикой. Стремясь
обидеть героя, не забывайте — он должен оставаться интересным и действующим.
Физическая «обида» — мощный фактор, но моральная — куда более сильный. 5) Простые человеческие ощущения Мы
часто забываем, что кроме разума, у нас есть психика и тело. Мы не ошиблись,
именно так: разум отдельно, психика отдельно. Ребенок может знать, что в шкафу
пусто, но тем не менее боится даже смотреть в ту сторону в темноте. Девушка
знает, что ее новый приятель — аферист, но чувствует привязанность и верит, что
уж с ней-то он исправится. Тело
у героев современных книг зачастую просто отсутствует. Герои не натирают ноги,
не ломают пальцы, не обжигаются чаем, у них не выскакивают прыщи на носу (о,
прекрасная принцесса с прыщами на носу — это увлекательно!). Им не холодно, не
хочется спать, они способны скакать на лошади сутки напролет (мы уже не говорим
о лошади), после чего снести голову главзлодею и тут же без перехода соблазнить
красавицу. То,
что ощущает ваш герой, делает его ближе читателю, более человечным. В конце
концов, у каждого когда-нибудь болел живот! И
последнее. Можно попытаться намешать все варианты разом: сделать суперпрофи с
чувством юмора, на которого свалилась куча несчастий, а он тем не менее за
справедливость. И, да, хромого и одноглазого! Но вместо героя, с которым
читатель способен прожить десяток томов, легко получить чудовище Франкенштейна,
от которого захочется отвести взгляд. Один
из вечных советов: все хорошо в меру. | |
|
Всего комментариев: 0 | |