14:24
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Ключевые сцены - что это такое и как их разрабатывать
 ...вы понимаете, какую книгу/сценарий собираетесь писать. И у вас уже даже есть первый набросок сюжета: на 2-3 страницы. Пора переходить к поэпизоднику?

Не спешите. Есть один замечательный прием, который именно на этой стадии разработки текстов стоит применить.

Итак: найдите 10-20 прекрасных книг (фильмов) с похожим сюжетом и/или того же жанра. Главное — чтобы вам эти книги нравились, очень нравились. Настолько, что вы кусаете себе губы: «Ах, блин, ну почему не я это написал!»

Нашли? Прочитайте их (посмотрите фильмы). Да, именно что все. Все 10-20 прекрасных произведений. Не только для того, чтобы установить себе в душе камертон: как надо ОБ ЭТОМ писать. Есть еще одна цель — абсолютно техническая. Поэтому читайте с ручкой и блокнотом.

Теоретическая часть:

В любом жанре, у любого устойчивого сюжета, есть так называемые «обязательные сцены». Что это такое? То, что мы должны показать, дабы читатель понял с какой книгой (фильмом) он имеет дело. То, что составляет негласную «конвенцию», заключенную между читателем и автором. Не обнаружив в книге таких сцен — читатель будет разочарован, он почувствует (пусть и бессознательно), что автор его обманул, мерзавец!

Для любовной истории, это, к примеру, сцена знакомства героя и героини. Попытайтесь не показать, как они познакомились — и помидоры в лоб вам гарантированы! В сценаристике даже есть формула: «Первый взгляд, первый танец, первый поцелуй» — что вы должны показать (описать). Обязательно!

Для детектива — свои обязательные сцены (например, объяснение, как детектив понял, что...), для романа про попаданцев — свои.

Автор должен четко понимать, какие сцены в его жанре (в его сюжете) — обязательные. И — не пропустить их (или пропустить осознанно, понимая — зачем он это делает и как умолчать максимально значительно, зная, чего читатель ждет).

Между прочим, пропущенная обязательная сцена — очень сильный прием. Читал тут один из нас роман про «попаданцев». Там вовсе отсутствовало — как герой оказался в этом времени, в этом месте (в этом теле). И это было прекрасно — для него, как для искушенного читателя! Однако... у наивного читателя внутри него осталось ощущение, что он читает не самостоятельный роман — а вторую часть произведения. Вот и понимай такой прием как знаешь.

Ох уж эти обязательные сцены...

В них скрыта еще одна ловушка — они провоцируют автора на штампы. Понятно, почему? Потому что подобные сцены есть в любом фильме этого жанра, в любой книге с похожим сюжетом. Вообще, если говорить о трудозатратах на написание частей произведения, то на первом месте — кульминация, на втором — завязка, на третьем — обязательные сцены. Они должны быть максимально хорошо сделаны на всех уровнях: идейно, эстетически, структурно. И необходимо избегнуть штампов.

Вот тут мы и вернулись к приему, с которого начали пост.

Итак:

1. Прочитайте 10-20 книг с сюжетом близким к вашему (просмотрите 10-20 фильмов в том же жанре).

2. Сформулируйте — какие сцены являются обязательными (в тезисном виде, как мы сделали это в примере).

3. Используйте приемы

мозгового штурма, чтобы найти, какими должны быть эти сцены.

4. Теперь можно приступать к поэпизоднику или к написанию собственно романа / сценария!


Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 856 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]