14:24 Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Ключевые сцены - что это такое и как их разрабатывать | |
...вы
понимаете, какую книгу/сценарий собираетесь писать. И у вас уже даже есть
первый набросок сюжета: на 2-3 страницы. Пора переходить к поэпизоднику?
Не
спешите. Есть один замечательный прием, который именно на этой стадии
разработки текстов стоит применить. Итак:
найдите 10-20 прекрасных книг (фильмов) с похожим сюжетом и/или того же жанра.
Главное — чтобы вам эти книги нравились, очень нравились. Настолько, что вы
кусаете себе губы: «Ах, блин, ну почему не я это написал!» Нашли?
Прочитайте их (посмотрите фильмы). Да, именно что все. Все 10-20 прекрасных
произведений. Не только для того, чтобы установить себе в душе камертон: как
надо ОБ ЭТОМ писать. Есть еще одна цель — абсолютно техническая. Поэтому
читайте с ручкой и блокнотом. Теоретическая часть: В
любом жанре, у любого устойчивого сюжета, есть так называемые «обязательные
сцены». Что это такое? То, что мы должны показать, дабы читатель понял с какой
книгой (фильмом) он имеет дело. То, что составляет негласную «конвенцию»,
заключенную между читателем и автором. Не обнаружив в книге таких сцен —
читатель будет разочарован, он почувствует (пусть и бессознательно), что автор
его обманул, мерзавец! Для
любовной истории, это, к примеру, сцена знакомства героя и героини. Попытайтесь
не показать, как они познакомились — и помидоры в лоб вам гарантированы! В
сценаристике даже есть формула: «Первый взгляд, первый танец, первый поцелуй» —
что вы должны показать (описать). Обязательно! Для
детектива — свои обязательные сцены (например, объяснение, как детектив понял,
что...), для романа про попаданцев — свои. Автор
должен четко понимать, какие сцены в его жанре (в его сюжете) — обязательные. И
— не пропустить их (или пропустить осознанно, понимая — зачем он это делает и
как умолчать максимально значительно, зная, чего читатель ждет). Между
прочим, пропущенная обязательная сцена — очень сильный прием. Читал тут один из
нас роман про «попаданцев». Там вовсе отсутствовало — как герой оказался в этом
времени, в этом месте (в этом теле). И это было прекрасно — для него, как для
искушенного читателя! Однако... у наивного читателя внутри него осталось
ощущение, что он читает не самостоятельный роман — а вторую часть произведения.
Вот и понимай такой прием как знаешь. Ох
уж эти обязательные сцены... В
них скрыта еще одна ловушка — они провоцируют автора на штампы. Понятно,
почему? Потому что подобные сцены есть в любом фильме этого жанра, в любой
книге с похожим сюжетом. Вообще, если говорить о трудозатратах на написание
частей произведения, то на первом месте — кульминация, на втором — завязка, на
третьем — обязательные сцены. Они должны быть максимально хорошо сделаны на
всех уровнях: идейно, эстетически, структурно. И необходимо избегнуть штампов. Вот
тут мы и вернулись к приему, с которого начали пост. Итак: 1.
Прочитайте 10-20 книг с сюжетом близким к вашему (просмотрите 10-20 фильмов в
том же жанре). 2.
Сформулируйте — какие сцены являются обязательными (в тезисном виде, как мы
сделали это в примере). 3.
Используйте приемы мозгового
штурма, чтобы найти, какими должны быть эти сцены. 4.
Теперь можно приступать к поэпизоднику или к написанию собственно романа /
сценария! | |
|
Всего комментариев: 0 | |