13:22 Татьяна Королева. Описания - внутренний интерьер | |
Почему
описания так важны в художественном тексте?
Именно они задают темпо-ритм произведения, придают глубину и объем его
атмосфере, прорастают символами и многозначностью. Так что не торопитесь
переводить описания в диалог, как советуют некоторые гуру – у диалога иные,
драматические, законы. Обратимся
за опытом к классикам. Самоценные описания интерьера в литературной практике –
счастливое исключение. Не грех еще раз перечесть неувядающую «Философию
обстановки» Эдгара По. http://www.lib.ru/INOFANT/POE/poe1_2.txt Советы
романтика по сею пору можно пользоваться как в быту, так и обставляя воображаемые
литературные жилища. Вспомним
Гюисмаса, создавшего уникальную книгу – «Наоборот», в которой непрерывные и
изысканные описания интерьера являлись и основой сюжета, и зеркалом душевного
состояния героя. Интерьер
может работать на сюжет впрямую. Так
часто происходит в классических детективах – расположение дверей, диванов,
ковров, окон, толщина стен и даже цвет мебели могут изобличить убийцу, стоит
только запустить в комнату адепта дедуктивного метода. Сама архитектура здания
тоже может сослужить детективам добрую службу, как план библиотеке в «Имени
розы» Умберто Эко. Иногда авторам полезно составить небольшой архитектурный
план комнаты, дома или фортификации. Чтобы не путаться при описании. Не
стоит ограничиваться визуальными эффектами – важен объем помещения, игра света
и тени, запахи и ощущения. Так в романах Диккенса положительные герои
постепенно перемещаются из тесных, захламленных и темных помещений в светлые и
просторные. Игра света и тени помогает Дж. Остин обрамить готичные и романтические
эпизоды в «Нортенгерском аббатстве», Симменс в «Друде» вынуждает героев
блуждать по темным Лондонским подземельям исключительно наощупь. Несравненен в
интерьерных зарисовках Булгаков –
роскошные атмосферные описания внутренних помещений: по которому день за днем странствует
Максудов, просто «городок в табакерке» - пиршество цветов, запахов, красок и
фактур. Театральные
эффекты помогают создать яркий и выпуклый характер – чего стоит бодренькая
старушенция из романа Диккенса «Домби и сын», развесившая в доме розовые
портьеры, чтобы «улучшить» цвет лица и казаться моложе. Или перечитайте
описание жилища профессора Преображенского,
- «подобный саркофагу стол» делает профессора, пытающегося остановить
время и запереться в «восьми комнатах» как в башне из слоновой кости, далеко не
таким сусальным типажом. Хорошо
работает интерьер на контраст –
представьте читателю поток сознания эколога в меховом бутике или
злоключения «гламурки» в захламленной бухгалтерии, тогда надобность во многих
избитых приемах вроде « взгляд героя на
себя в зеркало» не потребуется. Моралите:
интерьер может быть описан тщательно или импрессионистскими мазками, оставаться
за спиной героя или выходить на первый план, но главное - он не может быть
случайным, а должен быть скомпонованным тщательно и со смыслом! | |
|
Всего комментариев: 0 | |