10:54
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Сферический герой в вакууме
 Наш литсеминар дает множество поводов для размышлений. В процессе подготовки к нему мы поймали одну проблему, которая является системной для многих и многих начинающих (и продолжающих) авторов. Мы назвали эту проблему, эту болезнь: «Сферический герой в вакууме» (и речь идет не только о космобоевике).

Симптомы болезни?

Если очень коротко: у героя ничего нет, у героя никого нет, вокруг героя никого и ничего нет. Кроме того, что категорически нужно для сюжета.

У него нет тела: никогда не затекают ноги, не чешется нос (просто так), волосы не лезут в глаза. И в туалет он не ходит годами. У него нет родственников, за исключением тех, кто создает герою проблемы (в сюжете), У героя нет соседей по лестничной клетке (если только это не инопланетяне). Нет сослуживцев, нет... Ничего нет, увы.

«Планета Железяка: жизни нет, полезных ископаемых нет, населена роботами...»

Особенно грешат этим «крутые» боевики и книжки про «попаданцев». Заброшенный, а немыслимые дали герой никогда не вспомнит, что у него есть вообще-то мама с папой (а у мамы сердце больное). Что он никогда не увидит одноклассницу, что они договорились с приятелями пива в эту пятницу попить, а соседу по гаражу он обещал резину помочь сменить.

Кстати, если вы пишите фэнтези, ситуация только ухудшается. Поскольку в традиционном обществе родственные и иные социальные связи решали все... а у героя их нет! Он о них не думает и не помнит. Не потеет и не какает.

Герой, походу, мертв.

Почему так получается?

Автор увлекается. Он настолько захвачен картинкой, возникающей у него в голове; он настолько спешит перенести на бумагу «сюжет» (а точнее, последовательность событий), что совсем не уделяет внимания таким вот «мелочам».

Реанимационные мероприятия.

Во-первых, перечитать свой черновик и ответить на вопрос: «А насколько разнообразен мир героя? Не сводится ли он лишь к жестко необходимому?» Поскольку событийный ряд — это все-таки скелет произведения, а для красоты и жира капельку надо. А не только кости и мускулы.

И, если ваш герой «болен» вышеописанными проблемами — сделайте вот что:

1. Используя «мир персонажа» определите — где «вакуум». У героя нет дальних родственников? У него нет физиологических проявлений? У него нет необязательного окружения, чувств, мыслей? Он не замечает окружающего мира? Или...

2. Подумайте, какие моменты можно добавить, чтобы расширить «мир персонажа». И сделайте это. Не надо тратить много слов: одно-два предложения для рассказа, один-два абзаца для повести, страничку для романа...

3. Лучше, если эти «необязательные» моменты будут как-то персонажа раскрывать дополнительно, нюансировать его особенности. Впрочем — это не всегда обязательно.

Например, герой может столкнуться в вагоне метро с кем-то смутно знакомым, (а он, предположим, едет по важному делу) и вот он думает как зарядить бластер, а на заднем плане: «Кто же это такой, кто же это?» И когда полузнакомец выйдет и двери закроются, герой вспомнит: «Ой, это же Сашка из нашей школы... Изменился, я даже и не узнал». И поедет по своим делам дальше.

Мы понимаем, у героя есть что-то большее, чем вошло в роман.

Вариант. Герой простыл. Без каких-то последствий для сюжета. Просто простыл. И носом хлюпает и смущается на протяжении двух страниц. Все остальное: сюжет, история — все идет своим чередом. Или ему ресница в глаз попал и он проморгался потом. Или...

Или: герой столкнулся в дверях подъезда с соседями, которые с трудом вытаскивают пианино. И вот он стоит на морозце, и в туалет ему хочется, и ботиночки на тонкой подошве, а эти, идиоты, все возятся... А дальше пойдет основной сюжет. И ни на что это пианино не повлияет.

Кроме ощущения, что ваш герой есть на самом деле.

Что он — живой.


Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 911 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]