10:25 Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Сюжетный поворот | |
В
каждой области есть понятия, вокруг которых мы много пляшем. Скажем, в
геометрии нечего делать без понимания, что есть точка и прямая, что такое
теорема и доказательство. Часто такие вещи понимаются интуитивно. Например,
читая отзыв на книгу, никто не уточняет, что автор понимает под сюжетом. А вот
с конфликтом уже возникают вопросы.
В
свое время мы придумали свое определение термину сюжетный поворот, и многое
строим на его основе. Вот оно: Сюжетный поворот — это происшествие,
изменяющее ситуацию в книге с точки зрения героя и/или читателя. Например,
герой убегает от убийцы — перепрыгивает с крыши на крышу, прячется в мусорном
баке, скидывает на преследователя цветочные горшки — в общем, развлекается.
Пусть такая погоня длится тридцать страниц — в ней не происходит ни одного
сюжетного поворота: ни герой, ни читатель ничего нового не узнают. И мотивация
героя остается неизменной: убежать, спастись. Но
предположим, что в середине погони автор делает вставной эпизод, из которого
становится ясно: убийца гонит героя в засаду. Изменилось ли что-то для героя?
Нет, до тех пор, пока он в ловушку не попал или не почувствовал (просчитал,
узнал), что она есть. Изменилась ли ситуация для читателя? Да и еще как!
Произошел сюжетный поворот, и теперь читатель с иными эмоциями следит за
«успешным» побегом героя прямо к гибели. Вначале
мы называли сюжетный поворот «фабульным поворотом» — это ближе к истине,
поскольку речь идет не о событиях как они есть, а об их отображении в
произведении. Но слово фабула многим начинающим «падаванам» оказалось
непонятным, так что в итоге мы пришли к «народному» термину сюжетный поворот. Обычно
рассматривают только один вид сюжетного поворота — событие. Событие — это происшествие, изменяющее
мотивацию персонажа. Сюжетный
поворот, описанный ранее, событием не является, так как мотивацию героя не
затрагивает. Да и когда герой попадет в засаду или счастливо избегнет ловушки,
это его, скорее всего, не изменит. А вот если в одном из подвалов герой
обнаружит прекрасную девушку и поймет, что оставить ее на пути убийцы не может
(преследователь уничтожает свидетелей) — и надо тащить ее с собой, спасать...
Если до этого герой придерживался принципа «каждый за себя», то вот и изменение
его мотивов — случилось событие. Notabene. Событие всегда
является сюжетным поворотом, но сюжетный поворот может не быть событием. Как
показывает наша практика, при анализе текста стоит не останавливаться на уровне
событий, а доходить до сюжетных поворотов. В этом случае, в тексте
обнаруживается гораздо больше интересного и полезного. | |
|
Всего комментариев: 0 | |