11:35 Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Обратный ход при конструировании сюжета | |
Нам
известно два типа писателей.
У
одних сюжет складывается в голове сразу и целиком, эти счастливчики лишь
дорабатывают его, пока пишут. Другие авторы (и мы, увы, в их числе) мучительно
размышляют: «Что было в начале — знаем, что будет в конце — понятно, а вот
между... обрывки какие-то, куски, эпизоды». И, бывает, мы застреваем надолго, а
то и откладываем замысел в дальний ящик. Мы
нашли решение. Надеемся описанный в статье подход, будет полезен и вам для
разработки своих текстов. Но даже если сюжет возникает у вас в голове
полностью, предложенные схемы помогут его выверить. Когда
мы начинаем с фрагментов, о сюжете речи пока не идет. Сюжет предполагает, что
персонажи придуманы, их мотивации ясны, понятно, в чем главный конфликт
произведения (да и второстепенные тоже). Набросаны события, изменяющие
мотивации персонажей. Но
если нет сюжета, что у нас есть? Несколько ярких ситуаций, в которые попадает
главный герой. Возможно, даже не до конца ясно, к чему его эти перипетии
приведут. До сюжета наброски предстоит дорастить — ну, хотя бы продумать
цепочку событий от начала до конца. Приступим. *
* * Прежде,
чем раскрывать секреты, напомним определения сюжетного поворота и события, о
которых мы говорили в материале «Сюжетный поворот». Сюжетный поворот — это
происшествие, изменяющее ситуацию в книге с точки зрения героя и/или читателя.
Частный случай сюжетного поворота — Событие — это происшествие, изменяющее
мотивацию персонажа. Скорее
всего, вы сталкивались с произведениями начинающих (и, увы, не только) авторов,
в которых основная проблема с сюжетными поворотами — их необоснованность.
Неожиданность происходящего в плохом смысле слова. Вы помните термин «бог из
машины». Древнегреческий театр, трагедия по Аристотелю, несчастья и беды не
щадят героя и кажется, что выхода нет... однако, «с небес» спускается кресло,
увитое плющом и лавром, и боги возносят героя на Олимп. И как вам — интересно?
Особенно, когда такой выход предлагается в каждой ситуации? У героя в кармане
«случайно» оказывается бластер, а под мусорным ведром обнаруживается килограмм
пластита. В момент смертельной опасности героиня вспоминает, что в Шао-Дане
черепаха-наставник научил ее спецприему, но читатель-то впервые слышит, что
героиня занималась боевыми искусствами... Примем
за аксиому: сюжетный поворот (событие) обязан быть подготовлен, предопределен
ходом повествования. Мы
уже говорили о подготовленности сюжетных поворотов при глобальном анализе
рассказа: «Фабула», «Герой», «Конфликты», «Вымысел». Тогда мы выявляли
неподготовленности, а теперь попробуем найти решения. *
* * Покажем
наш подход на примере. Предположим, вы придумали историю: некто нашел артефакт,
который нужно уничтожить, иначе мир погибнет. Но артефакт эмоционально
«привязывает» к себе владельца, поэтому его невозможно отдать, сломать,
выбросить... В итоге главный герой все же уничтожит артефакт. Вот
все идеи, которые есть у вас на начало работы. Тогда набор сюжетных поворотов
выглядит так: Герой
получил (как?) артефакт ... Герой
уничтожил (как?) артефакт Предположим,
мы сразу «застряли». Внутренний голос напрасно вопиет: «Надо придумать, что
произошло когда герой получил артефакт!», воображение молчит или предлагает
скучные штампы. Наступает время «обратного хода». Мы
задаем вопрос: «какие события подготовили наш финальный поворот?» Важно, что мы
говорим не о каких-то абстрактных предшествующих событиях, а о той необходимой
и достаточной цепочке эпизодов, предопределяющих именно такой финал. Например,
мы думаем: «герой сам по себе не мог уничтожить артефакт, уж слишком он
привязался к нему за это время. Значит, ему кто-то помог. Друг? Враг?.. Пусть
будет враг — это интересно. Но это значит, враг должен где-то возникнуть (ага!)
и, наверное, он выследил героя...» Смотрите,
возникли два сюжетных поворота, предшествующих финалу, и наша схема книги
приобрела вид: Герой
получил (как?) артефакт ... Возник
враг (как?) ... Враг
выследил героя (как?) ... Враг,
пытаясь отнять у героя артефакт, случайно уничтожает его Продолжаем.
В нашу голову приходит идея, что герой украл у кого-то артефакт; это существо и
стало врагом, а теперь оно преследует героя, пытаясь вернуть украденное... А
может быть, мы зададимся вопросом о деталях: если враг успешно выследил героя,
то он обладает навыками слежки (где получил?); или кто-то предал героя и
рассказал, где его искать (кто? почему?); или артефакт сам притягивает бывшего
владельца (показать, как это происходит)... Зная
последующие события, мы пытаемся понять, как сюжет «дошел до жизни такой». В
процессе расстановки сюжетных поворотов к нам непременно придут идеи и обычным
образом: мы придумаем, как враг следил за героем, кто помогал и кто мешал герою
на пути к цели. Так получаем насыщенный содержательными событиями текст, и все
события в нем будут обоснованы. Но
предположим, мы решили иначе: что герой смог преодолеть себя и сам выбросил
артефакт. Это событие мы тоже обязаны подготовить! Во-первых, для героя это
должно быть сложно, поэтому нужно показать — несколько раз — как другие не
смогли решиться на этот поступок. Несколько раз: значит больше двух (в разных
вариантах). У нас получается минимум три эпизода, когда кто-то поддался
искушению. Второе: нужно показать, что герой неординарная личность, способная
преодолеть себя. Или, так интереснее, сначала был слаб и нерешителен (пусть это
будет его внутренняя слабость), но потом — изменился. Видите?
Снова обратный ход: мы создаем в предшествующих событиях объяснение тому, что
произойдет после. Получаем другую цепочку: Некто
не справился с искушением, и артефакт «заработал», грозя миру гибелью ... Герой
получил артефакт (как?) ... Герой
не вполне справился с искушением, и артефакт ему повредил ... Некто
не справился с искушением, и артефакт его погубил (флешбэк или Некто украл
артефакт у героя?) ... Герой
преодолевает искушение воспользоваться артефактом (как? почему? Что в
предыдущем опыте жизни ему позволило это сделать?), но не может решиться
артефакт уничтожить ... Происходит
какое-то событие, изменяющее героя ... Герой
смог преодолеть себя и уничтожить надоевший всем артефакт Совсем
другая история получается... Но — получается. Связная и обоснованная. Каждое
последующее существенное событие (сюжетный поворот) получило обоснование в
предшествующем тексте. Каждое психологическое изменение героя (событие)
подготовлено чередой ситуаций, размышлений, трансформаций героя. Повторимся:
пока вы размышляете, как подготовить ту или иную ситуацию — придут новые идеи. *
* * Этот
метод можно использовать и для самоконтроля. Вы
закончили рассказ, повесть, роман. Теперь составьте таблицу с названиями всех
существенных сюжетных поворотов. Отдельно выделите те, что являются событиями,
т. е. меняют мотивацию героя (по опыту нашего семинара, сюжетных поворотов на
рассказ обычно 7-12, редко больше; событий — одно-два). Дальше тезисно, в одном
абзаце обозначьте суть каждого изменения сюжета. Какой из этих поворотов
совпадает с завязкой, который — с кульминацией? Внимательно
изучите, что получилось. Во-первых,
проверьте: все ли сюжетные повороты подготовлены предшествующим развитием
событий. Краткие тезисы в этом очень помогают. Посмотрите,
какой объем текста приходится на каждый из сюжетных поворотов. Это позволит в
формализованном виде увидеть ритм текста. Кроме того вы увидите, какой объем
написанного (и количество поворотов) составляет каждый из структурных блоков
произведения. Мы видели рассказы, в которых 6 из 10 сюжетных поворотов были до
завязки, это 30-40% текста, если считать в знаках. Очевидно, в таком рассказе
нужно что-то менять... Похожий
анализ сюжетных поворотов мы проводили в «Примере структурного разбора». Мы
специально выделяли «подготовленность» в качестве одного из критериев поворота. Конечно,
алгоритм «обратного хода» и даже предложенный нами большой разбор — только
начало работы с написанным текстом. Но выделение сюжетных поворотов позволит
сделать текст связным, а «обратный ход» — преодолевать творческие кризисы. Мы
испытали это на себе. Успехов! | |
|
Всего комментариев: 0 | |