13:15 В.Шатилов. Эпоха «народных писателей» | |
Итак,
тенденция налицо: во всём мире тиражи бумажных книг падают. На
Западе считают, что спасение литературы – электронные продажи. У
нас против этого два фактора: -
пиратство читателей; -
пиратство продавцов. Про
первое – понятно. Про второе – поясняю: если кто-то заплатил деньги, например,
в российскую электронную библиотеку, то нет никаких гарантий, что хоть копеечка
из них дойдёт до писателя, написавшего эту книгу. Ну, может быть, совсем уж
известным авторам копеечку и выделят – но именно копеечку, ведь контроля за
электронной продажей нет и не предвидится. Что же до мелкой авторской рыбёшки,
то им и копеечки не видать – сужу хотя бы по собственному опыту: неоднократно
встречал свои тексты, продающиеся через интернет-ресурсы, однако ни разу на
отчисления в мой карман даже намёка не было. И
это – естественно! Потому
что наш, российский менталитет – исключительно воровской. Великий Вольфович,
когда его спросили про перепись населения, сказал, что надо переписать всех
воров, тогда и будет полная перепись населения, потому как все мы – воры: «Кто
хоть что-нибудь с работы не утаскивал? И я карандаши домой носил!» Поэтому
вышесказанное про лит.воровство сказано мною вовсе не в упрёк нам. Или себе.
Разве я не такой, не качаю с «Флибусты»? Ещё как качаю! Жалко
ли мне писателей, которые при этом остаются без куска хлеба? Ещё
как жалко! Иногда я даже подумываю, что, может быть, было бы неплохо взять да и
послать денежку какому-нибудь понравившемуся писателю. Но,
с одной стороны – как послать? У меня никаких электронных денег нет, даже
яндекс-кошелька нету, а заводить – морока. С
другой стороны – сколько посылать? Пять рублей – вроде неудобно. Даже перед
самим собой. Стольник – как бы многовато… А
с третьей стороны… вот так подумаешь-подумаешь, да и забудешь о своих думках,
занявшись собственными повседневными делами. А
писатели?.. А
что – писатели? Их дело – писать. Это наше, читательское дело – полистать
лениво их писанину, сплюнуть презрительно через губу: «Ну нечего читать, нету у
нас современной литературы! Ну не это же, прости Господи?!» Кстати,
совершенно справедливое презрение читателей к этим жалким бумагомаракам – вовсе
не упрёк читателям. Потому
как бамагомараки сами такие же. Стоит писателю оборотиться читателем, то есть
взять в руки произведение собрата по клаве, как из писательских уст начинает
нестись такая изощрённая ругань, на которую среднестатистический читатель
просто не способен. Ещё бы, ведь писатель – мастер слова. В том числе и
матерного. Поэтому
я сейчас не буду давать никакой морально-этической оценки литературному
пиратству (в смысле – воровству), и вообще брать в голову экономический интерес
каких бы то ни было производителей художественного словопомола. Меня
волнует судьба людей, стоящих по другую сторону писательских баррикад: судьба
благородного сословия читателей. Казалось
бы – в чём проблема? Эти
прекрасные люди, истинные любители и ценители изящной словесности, пламенные
литературные флибустьеры, грабящие и поджигающие утлые лодчонки вышеупомянутых
бумагомарак, находятся сейчас на пике своего успеха. Всё море разливанное
литературы у их ног: выбирай с электронных интернетовских просторов любую
книженцию да заваливайся на диван – всего делов-то! Но.
Но… Как
долго такое благоденствие продлится? Я
не про звонок в дверь и визит представителей Закона в хромовых сапогах, которые
вдруг явятся к вам в квартиру и потребуют ответа: «А не ворованную ли книгу ты
читаешь?» Нет,
таких визитов нам ждать ещё очень и очень не скоро (я искренне надеюсь на это). Я
про другое. Про то, что судьба читателя и писателя неразрывно связана. Вы
удивитесь, конечно же, и возразите: как может быть связана великая читательская
судьба с жалким уделом каких-то писателишек? Отвечаю:
экологически. Ведь
то, что один потребляет – другой производит. Такой вот круговорот веществ в
природе. И
опасность для потребителя одна – что производитель перестанет производить. Предвижу
в этом месте взрыв читательского хохота: «Перестанут??? Да этих бумагомарак
хлебом не корми – дай только новый пятитомник наваять! Даже если никто им
платить ничего и никогда не будет, они всё равно продолжат стучать по клаве
день и ночь, потому как у них зудит в одном месте! В писательском!» И
это – чистая правда. Как
говаривал старина Айзек (который Азимов): «У писателя отобрать ручку можно
только под дулом пистолета». Это он говаривал, когда нетленку ваяли ещё
ручками. Но и теперь, при стучащей клаве, в психологии писателей ничего не
изменилось: будут писать. Но
всё меньше и хуже. Ибо
стимул прекращается. До тех пор, пока у нас не отменят товарно-денежные
отношения, одних только восторженных отзывов на сайте СИ («СамИздат») писателям
будет, боюсь, недостаточно. Известностью, не подкреплённой материально, сыт не
будешь. И,
чем дальше, тем больше вопрос взаимоотношения лит.производства с
лит.потреблением будет напоминать известную экологическую басню дедушки Крылова
«Свинья под дубом». А
именно: по-обгрызав финансовые корешки дубовых писательских рощ, стада
читательских свиней рискуют остаться без кормежки. Старые дубы некоторое время
ещё будут плодоносить по инерции, но уж новых-то точно не появится. По одной
простой причине: писательство – это профессия. Которой, как и всякой другой
человек должен долго учиться, набивать руку, голову и другие места, написать (вариант
– напечатать с помощью всё той же клавы) километры негодного текста прежде чем
у него пойдёт годная к употреблению продукция. А
что такое «годная продукция» для читателя? Рассказик о трёх страничках? Этим
сыт не будешь. Читателю подавай роман. А лучше – цикл романов, с выстроенным
миром, полюбившимися героями… Опять-таки – чтоб текст километрами. А написать
километровый роман – это… Оно и для уже сложившегося, профессионального
писателя – месяцы напряженного труда, а уж для непрофессионала!.. Писать
километрами можно в 2-х случаях: 1
– если ты графоман, которому всё равно что, лишь бы писать – в этом случае
вопрос о качестве вообще не стоит; 2
– если у талантливого литератора на это есть время и деньги, достаточные для
проживания. А если нет? Помните
фильм «Берегись автомобиля»? Там Евстигнеев говорил о том, что народные театры
вскоре должны (по мнению его героя) вытеснить профессиональные: «Ведь насколько
лучше вечером играла бы на сцене Комиссаржевская, если б днём она стояла у
станка!» Смогут
ли эти бездельники-писатели писать свои многокилометровые, (но достаточно
качественные) произведения, если весь день отстоят у станка? Конечно,
если ты Молодой Талантливый Автор (МТА), то тебе и море по колено, ты будешь
ночами гробить свою молодую жизнь в расчёте… на что? Опять же – на будущий
успех, славу и обильные гонорары. А если этого принципиально не предвидится, а
в перспективе маячит лишь несколько десятков отзывов на СИ, то даже МТА вряд ли
станут уродоваться. В конце концов, за окном идёт настоящая жизнь – почему бы в
ней не поучаствовать, прекратив никчёмный стук по клаве? Итого.
Бедные, несчастные читатели-воры получат в итоге нынешнего воровского
благоденствия не литераторов-профессионалов, а исключительно «народных
писателей»-бессребреников: или графоманов, или школьников, которые пока ещё не
работают. Вот
и будем мы читать их ядрёное, забористое творчество. Ну,
и классику, разумеется. Классику никто не отменял. Вот
такой паёк нам предстоит. О,
как бы я хотел ошибиться в своём прогнозе! Как
радостно было б, если б картинка оказалась совсем другой,
сладостно-гармоничной. Представьте: -
экскременты критиканства, которыми испражняется свинья-читатель после пожирания
желудей-произведений, падающих с дуба-писателя, дают необходимо-душистый гумус,
на котором всходят всё новые и новые плодотворные ростки писательских талантов!
Именно
так видится неразрывная взаимосвязь «читатель-писатель» в картине мира, навечно
поселившейся в воображении некоторых моих читателей-оппонентов (видите, я
удержался в рамках приличия, хотя, следуя за образностью, мог бы написать
«свиней-оппонентов». Но удержался ведь)! И
ещё одно, необходимое условие, чтоб вышеописанная гармония полностью
удовлетворила читателей: производить – производите, но чтоб при этом не было
никаких финансовых обязательств со стороны хрюкающих потребителей! И пускай
дубы-писатели при этом цветут вокруг потребителей фиалковыми розами, а также
вечнозелёными хризантемами!.. Эх,
хорошо было б мне ошибаться в своих прогнозах! Я тоже хочу, чтоб не маячил
впереди призрак лит.голода, а была одна сплошная благодать. Только
боюсь, благодати скоро всё-таки не станет, а наступит мрачная и голодная эпоха
исключительно «народных писателей». | |
|
Всего комментариев: 0 | |