13:42
Татьяна Королева. СуБчики или про субкультуры в литературном контексте

Вместо эпиграфа: «Внедряйте культурку на сухую штукатурку!»

Порой хорошо знакомые и даже привычные явления ухитряются спрятаться за штампами так, что их истинная сущность забывается. Благодаря СМИ в сознании многих засела устойчивое словосочетание «молодежная субкультура», что другой и помыслить сложно. Но субкультура – явление отнюдь не новое. Это всего лишьобраз жизни, или точнее – жизненный уклад - общий для группы лиц, и отличный от общепринятого в определенной местности и в определенное время. Таким образом, субкультуры могут быть различными: этническими, профессиональными религиозными, возрастными, клановыми (семейными) и прочая.

Со времен романтизма субкультуры прочно вошли в литературу как основа «романтического колорита». Но и более поздние классики отдали дань субкультурам. Вспомним некоторых соотечественников: цыганские таборы (Толстой «Живой труп»), общины старообрядцев («В лесах и на горах» Мельникова-Печерского), масонские ложи (Писемский «Масоны»), криминальная субкультура («Петербургские трущобы» Крестовский, Горький «На дне»), политические (Чернышевский «Что делать?», Савенков «Конь бледный/вороной») и, конечно же, купеческие семейные кланы (пьесы Островского).   

Хотя субкультуры не только возможность донести информацию о малоизвестных читателю слоях общества, и сделать фон произведения ярким и запоминающимся. Столкновение разных жизненных укладов - мощный источник конфликта, сюжетного движения и психологических коллизий. Представьте, что некая девушка познакомилась с  талантливым кулинаром. Но если девушка - веган, и даже кожаную обувь не носит, а молодой человек – шеф-повар в ресторане «Охотничьи трофеи» – их отношения обретут совсем другие краски. А детективщикам субкультуры щедро дарят необычные мотивы и криминалистические компоненты. Профессиональные же субкультуры стали настоящим фетишем для создателей российских сериалов – «Врачи», «Солдаты», «Путейцы», «Партейцы» «Дальнобойщики» и т.д..

Но будьте осторожны!

Субкультуры не стоит путать с «общественными движениями». В отличии от субкультур, движения характеризуются общими для всех представителей целями и задачами, а так же общей идеологией. Субкультура может развиться в рамках движения – так, у «хиппи» или «зеленых» имеются характерные субкультуры, а у ярких движений «зоозащитников» или т.н. «синих ведерок» нет самостоятельных субкультур. В то же время многие субкультуры –  в частности, этнические или профессиональные – не являются движениями.

Представители субкультур, не чуждые творчества, создают произведения адресованные представителям самой субкультуры, с использованием понятных исключительно для них кодов и символов. Такое творчество получило название «фан-арт». Личность автора здесь не главное, важнее точное соответствие системе кодов, принятой в субкультуре. Зато в фан-арте процветает соавторство и вариативность. Примерами могут служить любительские аниме, в которых классический персонаж одной серии переносится в мир другой серии («Сейлормун в замке волшебника Хаула») или старинные уголовные песни на кромешном арго типа «…С одесского кичмана сорвались два уркана…».

Редко, но случается, что фан-арт существует самостоятельно, вне субкультуры, на базе одного произведения или авторской серии, как «шерлокиана» - творчество по мотивам рассказов о Холмсе, или «штирлицыада» - если так корректно выразиться. Еще реже фан-арт находит поклонников среди людей, не принадлежащих к субкультуре. Так, книги из серии «Сталкер» читают не только геймеры, но и люди, имеющие смутное представления об одноименной компьютерной игре.

Коммерчески успех фан-арта и растущий интерес к субкультурам привел к появлению особого направления – произведений, имитирующих «фан-арт», но изначально адресованных самым широким слоям потребителей. Сложные внутренние коды субкультуры в них либо не используются, либо подробно разъясняются. Наиболее широко распространена псевдо-уголовная лирика («русский шансон»), литературные сборники «профессиональных баек», но есть и более рисковые эксперименты – вроде книг некоей Неробкой с элементами субкультуры садо-мазо.

Разумеется, я затронула только малую толику возможностей, которые таятся в субкультурах. Главные открытия за самими творцами.


http://para-ptichek.livejournal.com/

Категория: Мнения | Просмотров: 819 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]