10:33
Татьяна Королева. Динамика издательского формата

Понятие "издательского формата" не есть нечто статичное. Формат меняется год от года, под влиянием как спроса, так и маркетинга и увы и ах, - банальной вкусовщины. В конце прошлого века, редактора были профессионалами, еще советской закалки, а читатель, вскормленный "Иностранкой" истосковался по неким неканоническим текстам отечественных авторов, сопоставимым по качеству с переводной литературой. Неофициальным лидером рынка было издательство "Вагриус", а т.н. "интеллектуальная проза" была одним из общепринятых форматов - и Пелевин, и Сорокин вполне укладывались в эту форматную рамку. В этот же период - хотя и с меньшим успехом - начали печатать Улицкую, Быкова. Издавали лежалые вещи Кабакова, Орлова, того же Юзефовича. Что-то шло лучше, что-то хуже, но это был один из форматов.

Когда книгоиздание показало себя как высокорентабельный бизнес в него пришло много хватких, но непрофессиональных людей. Формат стал меняться в сторону популяризации авторов-брендов пишущих жанр - как правило детектив или т.н. «женскую (семейную) прозу" - не слишком качественно, но много и быстро. Фантастика была своего рода «литературным гетто», - шутили что фэндом «сам пишет - сам читает». Семена рамки произошла после кризиса 1998 г. и просуществовала до начала нынешней рецессии - 2005 г.. Потом издательские прибыли упали еще раз, последние профи ушли из сегмента, редакторов и маркетологов набрали таких, каких нашли на скромную зарплату. И форматная рамка поменялась снова - уже в кризис 2008г.. Пальма первенства перешла к сериям и проектам, лидерами стала мультивозростная сказка, простенькая альт-история, книги по мотивам игр, фан-арт и прочие эскейпы в просторечии именуемые "фэнтази". Многое из издаваемого в этих жанрах сегодня написано и пять, и даже семь лет назад. Вот и все.

Как говорил последний дон - "Ничего личного, чисто бизнес".

Если сегодня человек с книгой, вроде Пелевина и даже фандоринской серии Акунина придет из самотека его не издадут, хотя похвалят, и будут долго гонять от редактора к редактору, убиваться, что "никто не подпишет такую заявку". Если придет человек не из самотека, а с определёнными связами, уже известный, публикованный в толстяках, с премиями - его опубликуют с радостью, но скромным тиражом, как "Журавлей и карликов" Юзефовича или "Каменные мост" Терехова. Продвижения он не получит, допечаток тоже. Принято решение, что подобная литература «сейчас плохо продается», значит, тиражей больше 5 тысяч таким книгам не дадут. При тираже до 15-20 тысяч никакая книга не попадает в достаточное число торговых точек, чтобы стать бестселлером. Такова реальность - нравится она кому-то или нет.

Надеюсь, в ближайшие 3-5 лет форматная рамка сильно изменится. Российский рынок будет запоздало, медленно, уныло, но подтягиваться под мировой.

Понятие "неформат" по-прежнему сохраняет некую ауру интеллектуального престижа, поэтому хватает авторов, пишущих вполне стандартные жанровые книжки, которым приятно считать себя "неформатом", независимо от факта издания. Хотя жанровая проза вполне может быть достойной и качественной, и ничего постыдного в том, чтобы писать жанр, нету. Только ИМХО – сегодня мало кто из русскоязычных умеет это делать.

По факту же "неформат" это всего лишь книги по жанру или стилю не отвечающие базовой тенденции книгоиздания существующей в данный момент времени.

Когда человеку отказывают в вакансии младшего сисадмина по причине университетских дипломов в области теор-механики и мат-анализа с формулировкой "на этой работе вы будете немотивированны" это нормально, естественно и никого не смущает. И в литературе так же точно. Редактор, который сидит на самотеке, не всегда компетентен оценить неординарную книгу. Он просто не знает хорошо это или плохо, а спросить ему некого. Зато у него есть четкая линейка для серий. Плюс - поскольку это экспертное сообщество, то многие сталкивались с печальным феноменом - хорошие романисты не умеют писать синопсисы. Это тоже причина отказов. Плюсуем сюда же, что талантливые люди - психологически сложные, и большое счастье, что нас так мало. Поэтому редактор думает - Родина-мать! Какая адская книга. Но продаваться обвально не будет. Синопсис в таком виде я начальству нести тоже не могу. А переделаю - будет мне автор бухтеть, истирить, и судом пугать. Пусть его лучше журнал "Октябрь" печатает…

Хотя есть отдельные геройские редактора, которые, не считаясь с нервами и рисками издают заведомых неформатчиков под свою личную ответственность. Например, в той же Астрль - Спб вышел и "Суд над победителем" Курылева, и "Бабай" Левандовского, и "МаркШейдер" Савочкина, а взрослый АСТ со скрипом, но издал таки, "Каменный мост" Терехова. Все книги как минимум спорные.

И если Курылев как минимум крепкий профи, то книг уровня Терехова хоть в самотеке, хоть на СИ достаточно много.

http://para-ptichek.livejournal.com/

Категория: Мнения | Просмотров: 860 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]