10:52
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Литературная терминология
  Мы часто говорим об идеях, темах, концептах и пр. И раз за разом нам приходится разъяснять, что мы имеем в виду под каждым из этих терминов. Потому что все подразумевают под ними разные вещи. Мало того, в учебниках литературоведения их могут определять различным образом (например, сюжет и фабулу, бывает, определяют наоборот). Поэтому давайте мы расскажем о нашем понимании и будем ссылаться на этот пост при возникновении расхождений.

О концепции сюжетных поворотов и событий мы говорили в статье Сюжетный поворот.

А здесь рассмотрим термины:

Идея

Идея — основная мысль произведения (посыл, месседж). Идея всегда абстрактна.

Идею удобно формулировать в виде: «жизнь устроена так, что...»

Основная идея в произведении одна, но мы можем закладывать в него и дополнительные идеи — обязательно связанные с основной.

Примеры идей. Жизнь устроена так, что за преступление придется отвечать. Жизнь устроена так, что любовь побеждает смерть. Жизнь устроена так, что маленький человек может спасти мир. Жизнь устроена так, что не важно, кто ты, важно, какой ты.

Например, основная идея: «за преступление надо платить». Побочная идея: «преступление ломает жизнь» (мы можем подтвердить ее так: власть имущий ушел от ответственности перед законом, но его семейные отношения, карьера, важные для него вещи разрушены). Вторая побочная: закон превыше справедливости (сыщик служит закону и потому побеждает). Как видно, здесь обе побочные идеи подтверждают основную.

Вариант, в котором побочная идея расширяет основную. Например, основная идея: «Любовь побеждает смерть», побочная: «ложная любовь всегда разоблачается» (попробуйте набросать в двух фразах, как можно реализовать в произведении эти идеи).

Важно: идею часто путают с фантэлементом, придумкой. («В этом рассказе много новых идей».) Например, когда фантастику называют «литературой идей», имеют в виду именно фантэлементы. Нам данное определение кажется обидным для значительного литературного направления.

Тема

Тема — это система мира вашей книги. Чуть подробней: тема — это целостный образ мира, благодаря которому обосновано развитие сюжета. Тема всегда конкретна. Олди советуют прописывать для себя тему в виде «что — где — когда».

Например. «Начало войны между штумзиками и бульбуляторами в пятимерном пространстве» — сильно абстрактная тема, но если автору удастся подать ее интересно для читателя, уважуха ему обеспечена. «Кастовые противоречия в магическом мире на фоне наступления Мирового Зла». «Ксенофобия по отношению к людям и нелюдям в современной Москве».

Важно: допущения — фантастические и художественные, фантэлементы должны быть частью темы.

Допущения

Художественное допущение — все многообразие литературных приемов для усиления эмоционального воздействия текста. Это может бытьи одушевление неживых предметов, и наделение разумом неразумных, и усиление/ослабление качеств персонажа и так далее.

Фантастическое допущение — нереалистичное, невозможное (на сегодняшний день) художественное допущение.

Например, удивительный силач или кот, имеющий собственное мнение, — художественные допущения. Раса циклопов, чтение мыслей, древний бог, влияющий на реальность — допущения фантастические.

Понятие фантастического элемента (фантэлемента) — либо совпадает с фантдопущением, либо подчеркивается локальность, узость фантэлемента по сравнению с фантдопущением.

Например, эльфы среди людей — фантдопущение, индивидуальные летательные аппараты — фантэлемент. Но можно назвать фантдопущением и фантэлементом каждую из этих деталей.

Правила игры

Мы называем правилами игры совокупность темы и допущений произведения. Тот же смысл (для нас) имеет редко используемый термин концепт, хотя чаще под концептом мы понимаем краткую формулировку правил игры.

В филологии концепт — содержательная сторона символа, имеющая социальный, культурный смысл.

Социальный концепт — порождение общества, согласие людей (иногда негласное) следовать определенным правилам. К таким концептам относятся игра, деньги, образование, титулы и т. д.

В сценаристике среду, в которой происходит действие произведения, называют сеттинг (в английском этот термин используется и для литературы). Сеттинг может быть вымышленным и реальным, может включать культуру, историю, географию и даже космогонию вашего мира. Когда мы используем термин сеттинг, тоже имеем в виду правила игры.

Например, для темы про войну штумзиков и бульбуляторов системными допущениями могут быть:

— штумзики умеют читать мысли друг друга, но не бульбуляторов;

— бульбуляторы умеют насылать сбывающиеся проклятия при смертельной опасности;

— существует тайная сверхраса наблюдателей, которые сталкивают штумзиков и бульбуляторов, потому что считают это полезным для развития их цивилизаций.

Все вместе они составят правила игры вашего романа-эпопеи.

Решение

Решение в нашем понимании — это ключевой прием, разрешающий несколько сюжетных затыков или делающий повествование нестандартным, интересным. Поиск хороших (нештампованных и действенных) решений — одна из самых сложных задач сюжетостроения. Решение может быть стилистическим.

Например, пусть герой будет азартным игроком — это будет его слабостью и обеспечит отличный сюжетный поворот: герой вынужден добыть деньги для оплаты долга и при этом не преступить закон, ибо герой морален. Пусть на этой планете притяжение 0.5g — тогда герой-землянин сможет в ключевой момент тащить на себе раненую героиню несколько километров; а антагонист, не привыкший к этой силе тяжести, промажет, стреляя в президента галактики.

Вариант стилистического решения: мы вводим в произведение стилизации под документы той эпохи, чтобы создать у читателя иллюзию документальности повествования.

Протагонист и антагонист

Протагонист — герой, с которым ассоциирует себя читатель. Чаще всего это «хороший парень», хотя бывают и протагонисты-убийцы (возьмите Чейза), и протагонисты-мерзавцы. Но! Протагониста читатель должен понимать лучше других и сочувствовать ему.

Антагонист — главный идейный противник протагониста в рамках произведения. В сценаристике используется понятие силы антагонизма, когда противодействие привязывается не к герою, а к группе персонажей, обществу, природе и т.д. (другое дело, что персонификация конфликта через личность более яркая).

Поскольку протагонист всегда конфликтует с антагонистом идейно, иногда мы используем понятия теза и антитеза. Теза — идея произведения, выражаемая протагонистом. Соответственно, антитеза — идея, выражаемая антагонистом. В кульминационном противостоянии идей побеждает теза.

Правда, здесь существуют тонкости. Легко было бы считать идеей произведения ровно ту, что победила — и ее же тезой. Но вспомним, например, хрестоматийный «Китайский квартал». Победившая идея — «власть имущие всегда уходят от ответственности», но выражает ее отнюдь не протагонист. Скорее, ее хочется считать победившей антитезой — поводом задуматься.

Это, конечно, далеко не вся терминология, но надо же что-то оставить на потом.

 

  Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 770 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]