10:06 Ольга Миклашевская. Спасите, пираты! Спасите, мы тонем! или Как нас дурят отечественные издатели | |
Давно хожу с подобными мыслями в голове,
но что-то раньше они все никак не хотели обрамляться в связные предложения.
Предупрежу заранее, что все ниже написанное - мое скромное, никому не нужное
мнение, равно как и все остальное, что публикуется в этом журнале. Посему
любителей поспорить прошу пройти дальше, а тем, кому действительно не
безразличен Русский Читатель, прошу присаживаться. Нам с вами есть, о чем
поговорить.
Тут я наткнулась на пост birusa_n с
очередной порцией раздумий о том, чего не хватает современной прозе. И дело не
только в этой замечательной писательнице. Вся френдлента кишит грустными
постами о пиратстве, кризисе и вообще гнили отечественной литературы. Одни
кричат: достало фэнтезийное дерьмо - будем читать классику! Другие: достала
фанастика с дешевыми любовными романами - дайте нам Литературы!!! Я, если
честно, от обеих позиций "в восторге", потому что первые прочитали
пять армадовских книг ниже среднего уровня, а вторые втайне намечают себя на
роль знатока Настоящей Прозы. Смешно, господа. Просто смешно. Все слышали про эффект толпы? Сейчас
объясню, к чему тут это и почему я хочу, чтобы люди знали, что происходит на
самом деле и как им морочат голову. Цитирую: "Толпа — бесструктурное скопление
людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных
сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания". Разберем. В нашем случае толпа - это все
"Неравнодушные". Частично писатели, частично читатели, частично
издатели. Всем этим людям не все равно - это эмоциональное состояние у них
общее. Почему нет ясно осознаваемой общности целей? Все просто: все хотят
сделать издательский бизнес лучше, но никто для этого реального ничего не
делает. Голословная болтовня - очень продуктивно, не правда ли? (Кстати, если
что, я сейчас занимаюсь тем же самым, ибо никаких полномочий в этой сфере, к
сожалению, не имею, но поиметь собираюсь.) Одни охают, что книги таскают по
пиратским библиотекам, другие - что писателям не на что кушать, третьи - что
читать нечего. И всем этим людям что-то не так. Все знают, почему в новостях
так много негативных сюжетов? Вот с литературой то же самое - негатив
подстегивает, он мощнее и действенней, чем позитив. К тому же, каждому
причастному приятно осознавать, что не только у него все так плохо. Кстати, слышали про феномен "плохой
жизни"? Заключается он приблизительно в следующем: каждое поколение
считает, что жизнь раньше была лучше, конфеты слаще, солнце ярче, а оргазм
дольше. Понимаете, о чем это я? То есть само недовольство не изменилось -
изменились лишь условия. То есть, к примеру, теперь можно продавать свои
шедевры на амазоне, можно напечатать свою графомань стотысячным тиражом и тд и
тп. Поэтому мы и считаем, что с современной фантастикой все печально, пираты
тырят честно заработанное и отработанное, а читалки отбирают читателя у
бумажных кирпичей. Неужели, раньше все было радужней? Нам кажется, что да, хотя
на самом деле наш издатель никогда в золоте не купался (Олег Евгеньевич, не
волнуйтесь, против ваших ролексов я ничего не имею). Теперь о плохой литературе. Я
просто-таки обожаю тех, кто без всякого зазрения совести говорит: эта
литература - плохая, а эта - хорошая. Ничего субъективней, чем творчество,
человечество еще не придумало, поэтому если вам стыдно читать в метро Дарью
Донцову, пардон, может, дело вовсе не в Донцовой, а в ваших комплексах, вашей
зависимости от общественного мнения? О да, все мы трясемся за свой общественный
статус и перечитываем наискучнейшую "Войну и мир", потому что так
положено, а не потому что она нам так уж нравится. Мы стали такими ханжами в
отношении чужого творчества, что всего на секундочку позабыли, что что-то из
нашей жизни кто-то тоже называет непечатными словами. Скажем, любите обедать в
макдональдсе? Отлично, минус десять очков. Одеваетесь на распродаже в h&m?
Грош вам цена. Ах, читаете Дэна Брауна? Да кто вас замуж такую возьмет,
некультурную!! Но издатель будет продавать, пока ВЫ,
дорогие мои, покупаете. Пока Я буду покупать. И я не стесняюсь того, что
почитываю и некоторые армадовские издания, и вещи вроде "Шопоголика".
Не скажу, что они вводят меня в какой-то экстаз, но я их покупаю наряду с
Бальзаком и Лондон. А кто сказал, что у Лондона хорошие рассказы/романы? Ах,
да, это же классика... Как я могла забыть. Вот об этом мы и забываем, что классика
- это то, что переработало время. Когда-то давно Конан-Дойл со своим Холмсишкой
считался дурным тоном, а читали его те, кто сегодня у нас читает все, что мы
называем "плохим", - масса. Это было популярно, классно, интересно,
но людей, любивших Холмса, "знатоки" понять не могли. Вы думаете, за
сто лет что-нибудь изменилось? Ничуть. Та же литература. Те же знатоки. Дежа вю
и дежа онтондю. Просто ни секунды не penser о том, что мы тоже, может быть, в
толпе. Кто сказал, что вы особенный? Тогда если все так плохо, то почему -
почему, объясните мне! - каждый год открываются десятки новых издательств,
почему мы выпускаем небывалыми тиражами все, что захотим? (Во времена
Александра Сергеевича 500 экз. - вот вам самый крутой тираж.) Почему продолжают
основываться новые интернет-магазины по продаже книг? Почему пару лет назад - в
самый разгар кризиса книгопечатания - открылся "Новый книжный",
который сейчас цветет и пахнет? Почему? Почему на лайвлибе сотни пользователей
ежедневно оставляют свои рецензии, а десятки тысяч отмечают только что
прочитанные книги? Почему свирепствует СамИздат? Почему? Почему конкурс на
специальность "Издательское дело" в этом году был такой, что подали
заявление 1000 человек, а поступили 20 льготников? Что в этом такого
привлекательного, раз, как все говорят, бизнес загнивает? Самая лучшая реклама - негативная. Если
сейчас этот пост читает какой-нибудь фанатик или приверженец мантры "все
плохо" или просто любитель поспорить, он мне вставит в комментах свои пять
копеек. А такие непременно будут, потому что если бы я не писала такие
категоричные и не укладывающиеся в сознание обывателя вещи, то никто бы и
внимания не обратил! Иногда есть один-единственный способ заставить человека
слушать и отвечать - это назвать его дураком. Я не называю таковыми ни издателей, ни
читателей, ни писателей. Мы все в толпе, и это нормально, потому что нам всем
не все равно, мы хотим как лучше, но получается - как всегда. Пару месяцев
назад я предлагала несколько планов по раскрутке - малозатратных, но очень
действенных! Сомневаюсь, что издатель о них не в курсе. Издателю больше
нравится побрюзжать, читателю - поворчать, а писателю - постонать. К тому же, не забывайте, что литература
у нас проходит читательский отбор. Если первый тираж не раскупили, то второй
выпускать не будут, а с автором больше не будут иметь никаких дел. Справедливо?
Еще бы. Но чтобы понять, что покупают, а что - нет, надо продукт выпустить на
рынок. Все совершается методом проб и ошибок. Стоит взять хотя бы число графоманов,
которые ежедневно заваливают почту редакторов своими детищами. Не уж-то всех
печатают? Как бы не так. Идет совершенно естественный процесс отбора из худшего
лучшего. К тому же, не будь на книжных прилавках, низкопробного чтива, как бы
мы распознали качественное? Только методом сравнения. И все такие напыщенные, натуженные,
что-то пытаются родить. Какие-то мифические поправки в закон об авторском
праве, крокодильи слезы в адрес нехороших пиратов. А вы что хорошего, господа,
сделали? Выпустили очередное "авось прокатит"? И все такие серьезные...
в бизнесе ведь дядьки. А бизнес не терпит легкости и позитива - бизнес -
суровая штука. И вместо того, чтобы заняться делом, мы будем вести на тв
сомнительные беседы о том, как все плохо. Хватит плакать, товарищи. Коммунизм не
вернется, а заниматься делом еще никто не запрещал. Все будет хорошо, однако. И
мало просто верить. | |
|
Всего комментариев: 0 | |