10:06
Ольга Миклашевская. Спасите, пираты! Спасите, мы тонем! или Как нас дурят отечественные издатели
 Давно хожу с подобными мыслями в голове, но что-то раньше они все никак не хотели обрамляться в связные предложения. Предупрежу заранее, что все ниже написанное - мое скромное, никому не нужное мнение, равно как и все остальное, что публикуется в этом журнале. Посему любителей поспорить прошу пройти дальше, а тем, кому действительно не безразличен Русский Читатель, прошу присаживаться. Нам с вами есть, о чем поговорить.

Тут я наткнулась на пост birusa_n с очередной порцией раздумий о том, чего не хватает современной прозе. И дело не только в этой замечательной писательнице. Вся френдлента кишит грустными постами о пиратстве, кризисе и вообще гнили отечественной литературы. Одни кричат: достало фэнтезийное дерьмо - будем читать классику! Другие: достала фанастика с дешевыми любовными романами - дайте нам Литературы!!! Я, если честно, от обеих позиций "в восторге", потому что первые прочитали пять армадовских книг ниже среднего уровня, а вторые втайне намечают себя на роль знатока Настоящей Прозы. Смешно, господа. Просто смешно.

Все слышали про эффект толпы? Сейчас объясню, к чему тут это и почему я хочу, чтобы люди знали, что происходит на самом деле и как им морочат голову.

Цитирую:

"Толпа — бесструктурное скопление людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но взаимно связанных сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания".

Разберем. В нашем случае толпа - это все "Неравнодушные". Частично писатели, частично читатели, частично издатели. Всем этим людям не все равно - это эмоциональное состояние у них общее. Почему нет ясно осознаваемой общности целей? Все просто: все хотят сделать издательский бизнес лучше, но никто для этого реального ничего не делает. Голословная болтовня - очень продуктивно, не правда ли? (Кстати, если что, я сейчас занимаюсь тем же самым, ибо никаких полномочий в этой сфере, к сожалению, не имею, но поиметь собираюсь.)

Одни охают, что книги таскают по пиратским библиотекам, другие - что писателям не на что кушать, третьи - что читать нечего. И всем этим людям что-то не так. Все знают, почему в новостях так много негативных сюжетов? Вот с литературой то же самое - негатив подстегивает, он мощнее и действенней, чем позитив. К тому же, каждому причастному приятно осознавать, что не только у него все так плохо.

Кстати, слышали про феномен "плохой жизни"? Заключается он приблизительно в следующем: каждое поколение считает, что жизнь раньше была лучше, конфеты слаще, солнце ярче, а оргазм дольше. Понимаете, о чем это я? То есть само недовольство не изменилось - изменились лишь условия. То есть, к примеру, теперь можно продавать свои шедевры на амазоне, можно напечатать свою графомань стотысячным тиражом и тд и тп. Поэтому мы и считаем, что с современной фантастикой все печально, пираты тырят честно заработанное и отработанное, а читалки отбирают читателя у бумажных кирпичей. Неужели, раньше все было радужней? Нам кажется, что да, хотя на самом деле наш издатель никогда в золоте не купался (Олег Евгеньевич, не волнуйтесь, против ваших ролексов я ничего не имею).

Теперь о плохой литературе. Я просто-таки обожаю тех, кто без всякого зазрения совести говорит: эта литература - плохая, а эта - хорошая. Ничего субъективней, чем творчество, человечество еще не придумало, поэтому если вам стыдно читать в метро Дарью Донцову, пардон, может, дело вовсе не в Донцовой, а в ваших комплексах, вашей зависимости от общественного мнения? О да, все мы трясемся за свой общественный статус и перечитываем наискучнейшую "Войну и мир", потому что так положено, а не потому что она нам так уж нравится. Мы стали такими ханжами в отношении чужого творчества, что всего на секундочку позабыли, что что-то из нашей жизни кто-то тоже называет непечатными словами. Скажем, любите обедать в макдональдсе? Отлично, минус десять очков. Одеваетесь на распродаже в h&m? Грош вам цена. Ах, читаете Дэна Брауна? Да кто вас замуж такую возьмет, некультурную!!

Но издатель будет продавать, пока ВЫ, дорогие мои, покупаете. Пока Я буду покупать. И я не стесняюсь того, что почитываю и некоторые армадовские издания, и вещи вроде "Шопоголика". Не скажу, что они вводят меня в какой-то экстаз, но я их покупаю наряду с Бальзаком и Лондон. А кто сказал, что у Лондона хорошие рассказы/романы? Ах, да, это же классика... Как я могла забыть.

Вот об этом мы и забываем, что классика - это то, что переработало время. Когда-то давно Конан-Дойл со своим Холмсишкой считался дурным тоном, а читали его те, кто сегодня у нас читает все, что мы называем "плохим", - масса. Это было популярно, классно, интересно, но людей, любивших Холмса, "знатоки" понять не могли. Вы думаете, за сто лет что-нибудь изменилось? Ничуть. Та же литература. Те же знатоки. Дежа вю и дежа онтондю. Просто ни секунды не penser о том, что мы тоже, может быть, в толпе. Кто сказал, что вы особенный?

Тогда если все так плохо, то почему - почему, объясните мне! - каждый год открываются десятки новых издательств, почему мы выпускаем небывалыми тиражами все, что захотим? (Во времена Александра Сергеевича 500 экз. - вот вам самый крутой тираж.) Почему продолжают основываться новые интернет-магазины по продаже книг? Почему пару лет назад - в самый разгар кризиса книгопечатания - открылся "Новый книжный", который сейчас цветет и пахнет? Почему? Почему на лайвлибе сотни пользователей ежедневно оставляют свои рецензии, а десятки тысяч отмечают только что прочитанные книги? Почему свирепствует СамИздат? Почему? Почему конкурс на специальность "Издательское дело" в этом году был такой, что подали заявление 1000 человек, а поступили 20 льготников? Что в этом такого привлекательного, раз, как все говорят, бизнес загнивает?

Самая лучшая реклама - негативная. Если сейчас этот пост читает какой-нибудь фанатик или приверженец мантры "все плохо" или просто любитель поспорить, он мне вставит в комментах свои пять копеек. А такие непременно будут, потому что если бы я не писала такие категоричные и не укладывающиеся в сознание обывателя вещи, то никто бы и внимания не обратил! Иногда есть один-единственный способ заставить человека слушать и отвечать - это назвать его дураком.

Я не называю таковыми ни издателей, ни читателей, ни писателей. Мы все в толпе, и это нормально, потому что нам всем не все равно, мы хотим как лучше, но получается - как всегда. Пару месяцев назад я предлагала несколько планов по раскрутке - малозатратных, но очень действенных! Сомневаюсь, что издатель о них не в курсе. Издателю больше нравится побрюзжать, читателю - поворчать, а писателю - постонать.

К тому же, не забывайте, что литература у нас проходит читательский отбор. Если первый тираж не раскупили, то второй выпускать не будут, а с автором больше не будут иметь никаких дел. Справедливо? Еще бы. Но чтобы понять, что покупают, а что - нет, надо продукт выпустить на рынок. Все совершается методом проб и ошибок. Стоит взять хотя бы число графоманов, которые ежедневно заваливают почту редакторов своими детищами. Не уж-то всех печатают? Как бы не так. Идет совершенно естественный процесс отбора из худшего лучшего. К тому же, не будь на книжных прилавках, низкопробного чтива, как бы мы распознали качественное? Только методом сравнения.

И все такие напыщенные, натуженные, что-то пытаются родить. Какие-то мифические поправки в закон об авторском праве, крокодильи слезы в адрес нехороших пиратов. А вы что хорошего, господа, сделали? Выпустили очередное "авось прокатит"? И все такие серьезные... в бизнесе ведь дядьки. А бизнес не терпит легкости и позитива - бизнес - суровая штука. И вместо того, чтобы заняться делом, мы будем вести на тв сомнительные беседы о том, как все плохо.

Хватит плакать, товарищи. Коммунизм не вернется, а заниматься делом еще никто не запрещал. Все будет хорошо, однако. И мало просто верить.



Категория: Мнения | Просмотров: 562 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]