13:50
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. «Точки входа» в произведение
Вы когда-нибудь задумывались, из чего состоит художественный текст? Причем размышляли не как литературоведы, что препарируют книгу, раскладывают ее под стеклом, высушивают и получают гербарий, который интересен лишь таким же эстетам... А как практики, которые, думая о книге, говоря о ней, указывая на ошибки в написании, используют элементы произведения как маркеры? Например: «А сюжет-то у тебя провисает!», или «Герой какой-то неубедительный», или «А идея-то где?»

Слушайте, да вот же они — составные части литературного произведения!

Мы уже немножко об этом писали: Три источника и три составные части произведения

Напомним, как мы литературное произведение видим в целом:



Идея же произведения — находится над треугольником, замыкая его в пирамиду.

А теперь хотим посмотреть на это с другого ракурса. Каждый из элементов может быть тем, с чего рассказ (роман) начнется. Мы называем это: «Точка входа в произведение».

Расшифруем. У автора может сперва появиться (в голове):

1) Идея произведения;

2) Фабула = история;

3) Конфликт(ы) = герой (герои);

4) Допущение.

Например: это будет роман о великой любви, которая преодолевает все препятствия. Или — о том, что мир может спасти героизм маленького человека. Может ли автор начать думать о своем будущем романе с этого? Да запросто! Может в голове у автора сперва появиться какой-то сюжет, история о которой хочется рассказать? Конечно! Как и интересный человек - герой. Ну и, конечно, автор может придумать «мир, в котором...» Или «артефакт, который...»

Наш роман «Остракон» возник из списка героев. (А сам список пришел после случайно брошенного взгляда на девушку в пальто с очень высоким воротником на эскалаторе метро.) Отложенный после стадии первичной разработки роман «Господин Голод» — из фантастического допущения, что прошло 200 лет после апокалипсиса... нам стало интересно, как существовать в таком мире. А роман, который мы сейчас пишем: из героев и фантастического допущения по мироустройству одновременно.

Вот табличка, какие бывают «точки входа в произведение» (с примерами).

Точка входа

Формулировка

Пример

Автор и произведение

Идея и тема

Как может проявиться такая идея в этом мире?

Что является невыносимым злом для гуманиста, взявшегося спасать средневековый мир?

«Трудно быть богом», А. и Б. Стругацкие

Фабула

А если произойдут такие события?

Что будет, если четыре друга-мушкетера вмешаются в государственные интриги?

«Три мушкетера», А. Дюма

Конфликты

А если столкнутся такие герои (каждый со своими целями и проблемами)?

Что будет, если женщина-полицейский, обремененная детскими страхами, вынуждена искать помощи у людоеда-убийцы, чтобы поймать еще более страшного маньяка?

«Молчание ягнят», Т. Харрис

Допущение

А если мы введем такие правила игры?

Что будет, если в нашем мире существуют замаскированные существа, владеющие магией и ведущие между собой борьбу?

«Ночной дозор», С. Лукьяненко


(Важное замечание: мы не считаем, что авторы этих произведений начали их разработку с приведенных в табличке «точек входа». Все могло быть совсем не так.)

Возможно читатель пожмет плечами: «Все это банальности». Или спросит: «А какую пользу может мне принести знание, что начать писать можно с разного?».

Отвечаем. Мы неоднократно наблюдали вот что: придумал писатель «забойный сюжет». Куча неожиданностей, масса интересных поворотов, ух! А герои картонные, да и конфликты надуманные или их нет. И идеи под всеми «приключениями тела» — нет. Или, напротив: живые, полнокровные, сложные герои, со всоими страстями и особенностями... а сюжет никакой. Думаем, можно привести еще десяток или сотню примеров. И, как нам кажется, мы нашли один из ответов, почему так происходит.

С чего автор начал придумывать произведение, то и проработано лучше! Писатель увлекается, его «тянет» додумать до самого конца сюжет, конфликт (героев), фантастическое (или иное) допущение. Так что же делать, чтобы сохранить сбалансированность будущей вещи? Надо последовательно проработать все «точки входа».

Есть история? Прекрасно! А какой герой лучше всего подойдет, чтобы раскрыть ее суть и в чем главные конфликты в этойт истории?

Есть герой? А какой сюжет лучше всего позволит использовать особенности героя и в чем должна быть (не)достоверность мира, чтобы...

И (обязательно!) необходимо на ранней стадии (в явном виде!) формулировать идею будущего произведения. И записать все. И не забывать по мере продвижения в разработке ревизировать: все ли части согласованы между собой.

Мы (грешны) иногда доведя разработку до значительной глубины, вдруг обнаруживаем: а конфликт-то уже не тот, о котором мы вначале договорились (герои и их цели трансформировались под требования сюжета). А фантастическое допущение недостаточно отражает идею (она неуловимо изменилась)...

Итак:

Начав (с чего угодно) как можно быстрее формулируйте для себя все остальные части, чтобы у вас сразу были примерно одинаково проработанные: идея-фабула-конфликты (герои)-допущения. И в ходе дальнейшей разработки книги время от времени проверяйте: соблюдается ли баланс.

Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 432 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]