11:38
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Сколько синопсисов нужно роману?
 Правда — странный вопрос? Обычно мы пишем синопсис (кстати, как вы говорите: сИнопсис или синОпсис?) когда роман создан и мы его по редакциям рассылаем.

Что такое синопсис по сути? Это краткое (на одну-две страницы) описание сюжета произведения. Он нужен издателю, чтобы не читая 500 страниц понять, что перед ним гениальный опус про попаданцев. А вам-то зачем он сдался (кроме продажи рукописи)?

Начнем давать ответы.

Когда вы придумали прекрасную идею и записали ее на салфетке — это пока не синопсис. Выкраивая время у сна и родных, поняли, как будут выглядеть роман в общем виде: перипетии; чем все закончится; сцена из кульминации; основные герои и их судьбы... Если вы не перенесли задумку на бумагу, то может быть это замысел? Но если записать — получите синопсис.

Дальше, насколько мы знаем, есть два пути:

— вы продолжаете разработку;

— вы начинаете писать текст.

Давайте рассмотрим эти варианты подробнее.

Первый вариант (продолжение разработки). Автор проходит следующие стадии:

Идея — синопсис — сюжетник — эпизодник — текст — редактура стилистическая.

Что такое сюжетник? Это развернутое описание сюжета, с высокой степенью подробности. Возможно (как у нас) — по абзацу на эпизод, или более короткая, но всеобъемлющая запись. Зачастую сразу после этого вы садитесь писать.

Что такое эпизодник? Это совсем подробно разработаный план будущего романа. Когда понятно не только ЧТО герои делают в каждый момент времени, но и КАК они это делают.

(О нашем опыте разработки сюжетников/эпизодников мы обязательно расскажем в других постах.)

Если внимательно посмотреть на эту цепочку, то можно увидеть: автор все дальше уходит в детали. Все «ближе» смотрит на свое произведение. Словно он последовательно меняет телескоп сперва на подзорную трубу, потом на лупу, а там и до микроскопа недалеко...

Второй вариант (переход к написанию). Следующие стадии:

Текст — редактура сюжетная — редактура поэпизодная — редактура стилистическая.

Почему мы предполагаем, что автор, «пишущий сразу текст», потом его много редактирует? Во-первых, знаем, о чем говорим — сами такие были ;-). Во-вторых, в первую очередь мы говорим о больших произведениях, а не о рассказах. Сесть и написать на одном дыхании роман или крупную повесть — не выйдет!

Если продолжить метафору про приборы: торопливый автор, который торопится писать, сразу переходит от телескопа к лупе, а потом берет все более сильные, пока не добирается до микроскопа. Более того, он чередует эти инструменты: лупа № 2 — микроскоп — лупа № 4...

Предположим, вы согласны: да, работа построена именно так. Что это вам дает?

Уходя в микромир мы теряем общий взгляд на произведение!

Это не всегда заметно автору. А когда текст уже написан, его сложно менять глобально. Представьте, к примеру, что кого-то из героев второго плана вам нужно убрать из романа вообще, потому что он в итоге оказался лишним? А герой участвует (болтается мимо конфликтов!) в 20% сцен...

Какой же выход? Вот тут мы и подходим к выстраданному вопросу: «Сколько синопсисов нужно?» Ответ: три (или четыре, последний — для издателя). Тогда наша схема выглядит так:

Первый вариант:

Идея — синопсис — сюжетник — синопсис — эпизодник — синопсис — текст — редактура стилистическая.

Второй вариант:

Идея — синопсис — текст — редактура сюжетная — синопсис — редактура поэпизодная — синопсис — редактура стилистическая.

Зачем так сложно? Зачем добавлять полдня (день) работы по написанию синопсиса каждый раз? Очень просто — проделывая ее, вы изменяете свою точку зрения на будущий роман. Каждый раз вы смотрите на свой будущий текст в телескоп, а значит: обретаете полное виденье, что влиет на весь процесс написания/разработки. А когда вы делаете это на бумаге — то вынуждены четко формулировать все неясные моменты, что дает мощный толчок для рефлексии.

Многие, особенно на заключительных стадиях работы, сосредотачиваются на мелких деталях. Наш совет: не забывайте видеть весь текст в целом!

И переписывание синопсиса — хорошее в этом подспорье.


 Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 576 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]