10:25
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Сюжетный поворот
 В каждой области есть понятия, вокруг которых мы много пляшем. Скажем, в геометрии нечего делать без понимания, что есть точка и прямая, что такое теорема и доказательство. Часто такие вещи понимаются интуитивно. Например, читая отзыв на книгу, никто не уточняет, что автор понимает под сюжетом. А вот с конфликтом уже возникают вопросы.

В свое время мы придумали свое определение термину сюжетный поворот, и многое строим на его основе. Вот оно:

Сюжетный поворот — это происшествие, изменяющее ситуацию в книге с точки зрения героя и/или читателя.

Например, герой убегает от убийцы — перепрыгивает с крыши на крышу, прячется в мусорном баке, скидывает на преследователя цветочные горшки — в общем, развлекается. Пусть такая погоня длится тридцать страниц — в ней не происходит ни одного сюжетного поворота: ни герой, ни читатель ничего нового не узнают. И мотивация героя остается неизменной: убежать, спастись.

Но предположим, что в середине погони автор делает вставной эпизод, из которого становится ясно: убийца гонит героя в засаду. Изменилось ли что-то для героя? Нет, до тех пор, пока он в ловушку не попал или не почувствовал (просчитал, узнал), что она есть. Изменилась ли ситуация для читателя? Да и еще как! Произошел сюжетный поворот, и теперь читатель с иными эмоциями следит за «успешным» побегом героя прямо к гибели.

Вначале мы называли сюжетный поворот «фабульным поворотом» — это ближе к истине, поскольку речь идет не о событиях как они есть, а об их отображении в произведении. Но слово фабула многим начинающим «падаванам» оказалось непонятным, так что в итоге мы пришли к «народному» термину сюжетный поворот.

Обычно рассматривают только один вид сюжетного поворота — событие. Событие — это происшествие, изменяющее мотивацию персонажа.

Сюжетный поворот, описанный ранее, событием не является, так как мотивацию героя не затрагивает. Да и когда герой попадет в засаду или счастливо избегнет ловушки, это его, скорее всего, не изменит. А вот если в одном из подвалов герой обнаружит прекрасную девушку и поймет, что оставить ее на пути убийцы не может (преследователь уничтожает свидетелей) — и надо тащить ее с собой, спасать... Если до этого герой придерживался принципа «каждый за себя», то вот и изменение его мотивов — случилось событие.

Notabene. Событие всегда является сюжетным поворотом, но сюжетный поворот может не быть событием.

Как показывает наша практика, при анализе текста стоит не останавливаться на уровне событий, а доходить до сюжетных поворотов. В этом случае, в тексте обнаруживается гораздо больше интересного и полезного.

 

Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 507 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]