13:01
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Редактура, шлифовка, полировка...
 Тема про редактирование текста — неприподъемная. В ней полно аспектов, нюансов... что говорить — целая профессия! Однако базовые идеи мы попытаемся изложить.

Нужно различать переписывание текста под задумку и редактирование как таковое.

Первое — не редактирование, собственно, а особая форма работы по написанию произведения. Когда мы переносим задумку на бумагу, как бы ни была проработана заранее идея, все равно происходят отклонения от замысла, потери и находки. Мысль в голове и мысль на бумаге — две большие разницы. Перечитали — поняли, что в тексте не так и не то — переписали заново: кусок, абзац, главу... Дописали, добавили, вырезали.

Что главное? Главное — делать это быстро. На драйве. Это — пока не редактура, это — создание черновика, с которым мы будем работать дальше. Вы можете позволить себе в этом черновике несовершенство. Степень несовершенства — для каждого своя. У нас (поскольку мы подробную предварительную разработку делаем) даже первый черновик получается очень полный. Не обязательно совершенный по форме, но к финальному тексту близкий по структуре. Хотя бывает по-разному. Последний рассказ мы переписали процентов на 60% в поисках наиболее сильной идеи. Это нормальный процесс, и не стоит пугаться переписывания. Как понять — что и почему надо глобально дорабатывать в тексте? Мы говорим об этом во многих статьях этого блога, да и советы иных практиков и теоретиков вам в помощь.

Итак, мы написали «кости» и «мясо» текста. Время переходить к редактированию. Вот тут-то многих и настигает уныние... Пока писали — было весело. А тут сидишь над первым абзацем: слово убрал — слово поставил. Предложение поправил, стер... А еще 800 страниц — ужас!!!

Руки опускаются.

Да и результаты как-то... не радуют. И еще пахать и пахать...

Какая есть альтернатива? Мы ответ получили в Партените, на семинаре у Олдей. Олег показал наглядно, как он редактирует текст. Взял у нас кусочек и прошелся по нему правкой, еще и еще раз. И объяснил, как и для чего. Словно лампочка в голове вспыхнула!

Этот подход сильно изменил наш взгляд на редактуру, а особенно — на ее сложность и тяжесть. Мы еще потеоретизируем и поформулируем на сайте, но пока расскажем, как мы это поняли (и активно применяем для себя).

Итак, алгоритм редактирования текста.

Во-первых, быстрое прохождение по тексту, с целью убрать очевидные проблемы. Нигде не застреваем, не добиваемся совершенства. Правим то, что явно бросается в глаза. Все вводные слова, «ну», «и», «а» в начале предложений, «былы» и т.д. Если вы знаете за собой специфические проблемы со стилистикой — попробуйте на этом проходе их убрать/отметить. Много режем, мало дописываем. Цель — «почистить» текст от очевидных проблем. Если вы видите проблему, но не можете ее за десять секунд исправить — отмечаете цветом и идете дальше. Закончили кусок? Перечитайте. Хорошо еще раз пройтись по тексту в той же логике.

После такой «чистки» текст словно «всплывает» из-под словесного мусора. Вы убрали самые наглядные проблемы, и стали видны менее очевидные.

Настало время для работы со словом: находите правильные слова, ставьте их на свои места, смотрите ритм и скорость текста. Но — тоже не застревая на одном месте подолгу. Если за тридцать секунд ничего не получается — отложите эту правку и идите дальше. Цель — как можно дольше держать высокий темп работы. Конечно, последние 20% редактирования займут 80% времени, но пусть это будет в самом конце вашей работы, когда вы большую часть произведения до готовности довели. Тогда эта кропотливая работа будет в радость.

Что еще мы делаем на этом этапе?

— Распечатываем текст и редактируем «с бумаги» (ближе к концу этого этапа).

— Дорабатываем диалоги; в первую очередь проверяем соответствие манеры разговора персонажей — их психотипу и заявленным особенностям речи;

— Прорабатываем (многократно правим) ключевые места произведения: начало, завязку, кульминацию, финальный абзац;

— Дорабатываем случайно возникшие в ходе написания метафоры, яркие образы и т.д. — до системы.

Про последний пункт хочется сказать подробнее и с примером.

 

Когда вы пишете у вас могут возникнуть какие-то интересные находки: фразы, метафоры, характеристики персонажей и т.д. Вот теперь самое время посмотреть — нельзя ли их использовать не только там, где они возникли. Нет ли в красивом образе чего-то большего? Может быть это рефрен для всего текста? Или упоминание детали в середине рассказа надо подкрепить «крючком» в начале?

Характеризуя персонажа, мы где-то в середине рассказа написали: «Мэтью Фиш принадлежал к Церкви Толерантности и даже мысленно не употреблял слово «Б-г», в единственном лице» (конечно, правильно сказать — числе, да и изменили мы конец фразы потом... но это — черновик, и здесь корявости будут обязательно). А на второй редактуре поняли — а ведь с этих слов вообще рассказ правильно начать! Очень точная характеристика персонажа. А потом подумали, а можно ведь обыграть, что наш персонаж все время обращается к Богам, не к Богу... и боги бывают ой какие неоднозначные. Ты только обрати на себя их внимание, такое может выйти, не обрадуешься. Вот так случайная фраза стала одним из стержней представления героя и рассказа в целом.

Вы закончили второй этап редактирования текста... теперь надо «вылизывать» запятые и доводить текст до полного совершенства? Работать шкуркой-нулевкой? Нет. Теперь вам надо посмотреть на текст с точки зрения - «что можно от него отрезать безболезненно». Да, да. Когда вы текст почистили качественно и «причесали», самое время подумать — а нет ли в нем лишнего? И безжалостно отрезать это самое лишнее. Исходя из видения сюжета, идеи, персонажей, мира и всего прочего, что определяет произведение в целом.

Операция прошла успешно? Пациент выжил? Ничего не хочется поменять на глобальном уровне? (как раз в этот момент зачастую начинают быть видны последние «неправильно сросшиеся» ребра сюжета, натяжки в фантастическом допущении, нелогичности и нереалистичности в персонажах...

Если все в порядке переходим к поэтическому редактированию.

Чтобы каждая буква была на своем месте.

Удачи!

Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 520 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]