11:31
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков.И пораженье от победы...
 Один из интересных приемов, вынесенных нами с занятий по сценаристике: в художественном произведении присутствуют четыре главные ставки:

— цель героя внешняя (достичь желаемого, необходимого);

— цель героя внутренняя (победить свою слабость);

— отношения (борьба за любовь в широком понимании этого слова);

— идея произведения (что побеждает: идея или контридея).

Почему это интересно и полезно?

В финале произведения мы смотрим, какой результат достигнут по всем четырем пунктам.

Если мы не можем понять, каков итог — в произведении нет кульминации!

Если не можем выяснить, каков результат по одному из пунктов — возможно, в сюжете мы упустили что-то существенное.

Следующий момент. По каждому пункту наш герой (герои) может победить или потерпеть поражение. Если по всем пунктам победа — это и есть хэппи-энд (непрезентабельный герой победил застенчивость, спас принцессу и добился ее любви, доказав этим идею произведения — что красота внутренняя дороже красоты внешней). Если мы добились поражения везде, то это анхэппи-энд, чернуха и особо мрачный нуар (герой не поймал преступника, разрушил семью, окончательно ушел в запой, и победила контридея «зло у власти торжествует»).

Но бывают и гораздо более интересные комбинации.

Возьмем, например, роман (и фильм) «Крестный отец».

— Внешняя цель героя = победа: Майкл стал главным, уничтожил врагов;

— Внутренняя цель героя = поражение: герой принял античеловеческие ценности (по сути — сломался);

— Отношения = поражение: на пути к власти герой потерял семью;

— Идея = поражение; торжествует/доказывается антигуманистическая идея.

Конечно, можно не останавливаться на абсолютных оценках, а добавлять компромисс и синтез. Чем сложнее ваша комбинация побед и поражений, тем больше поводов для размышлений она предоставит читателю (зрителю). И наоборот. Если вы задумали развлекательное ненапряжное чтиво, не стоит перегружать его поражениями и неоднозначными результатами. Ну а если решили показать, что весь мир э-э... несовершенен, смело устраивайте поражение на все четыре стороны.

Сложные результаты хорошо видны на другом примере: роман «Унесенные ветром»

— Внешняя цель героини = победа: Скарлет достигает социальной успешности;

— Внутренняя цель героини = и победа, и поражение (иронический финал): слабость Скарлет — выдуманная любовь к Эшли, который всю жизнь ей пользовался. В финале она выросла, как личность, но, скажем так, потерпела поражение, как женщина — любовь к Эшли оказалась выдуманной, а реальную любовь Батлера она не увидела.

— Отношения = поражение: у героини не осталось близких людей;

— Идея = сложный вопрос (считаем, что идея: в моменты социальных потрясений ты можешь рассчитывать только на себя). Здесь, пожалуй, нельзя рассуждать в простых терминах победа/поражение, и эта неоднозначность делает книгу сильнее.


 Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 491 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]