10:33
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Герой между раем и адом (психотипы). Часть 2
 С героем в "среднем состоянии" уже не так приятно иметь дело, верно? И его решения будут соответствовать его состоянию. Но и это еще не финал проблем. Давление на героя увеличивается и...

Тяжелое состояние

Страх захлестывает героя настолько, что определяет все его поведение, которое обычно становится деструктивным как для него, так и для окружающих.

Потребность справиться со страхом настолько высока, что подчиняет себе все поведение героя. В этом состоянии он отбрасывает все ценности, не являющиеся ключевыми. Он теряет близких людей, избавляется от балласта добродетелей и привязанностей. Он пожертвует чем угодно. Все подчинено попытке психологически выжить. Герой в тяжелом состоянии маниакален, хотя и не законченный маньяк.

Что станет с нашей единицей в тяжелом состоянии? Он будет одержим несовершенством, в том числе своим. Догматичный деспот, он возьмет на себя функцию карателя. Станет абсолютно нетерпим, негибок. Причем будет находить оправдание своим поступкам в высоких целях.

Примеры единиц в тяжелом состоянии:

Уже упомянутый нами Боромир во "Властелине колец" стремится к глобальной власти — чтобы сделать все правильно. Он готов на убийство, это тяжелое состояние героя.

Монах Сайлус ("Код да Винчи" Дэна Брауна) одержим своим несовершенством; деспотичен по отношению к себе. Понятно, и к другим он не может проявлять человечность. Тяжелое состояние делает его фанатиком.

Таким образом, на трех состояниях уже можно строить интересные конфликты, переломы и перипетии. Но мы вывели еще несколько интересных закономерностей, связанных с состояниями героя.

Чего ждать от состояний?

Уровень напряженности конфликта в произведении очень сильно зависит от того, в каких состояниях находятся герои. Если вы хотите сделать яркую кульминацию (не в варианте драки с чудовищем, вылезшим из унитаза, а в смысле напряжения всех сил конфликта), надо перевести героев хотя бы в среднее состояние. А лучше в тяжелое — пусть мучается, собака, на то он и герой.

Но если вы пишете дамский роман или, не побоимся этого термина, иронический детектив про ведьмочек, то даже в среднее состояние вашего героя не пустите — законы жанра-с. И будет он убивать врагов с пристебом. А героине придется тревожиться разве что из-за растрепавшейся прически.

Интересный нюанс: зачастую герой вызывает у нас симпатию, если он остается в легком состоянии в ситуации, когда мы давно уже свалились бы в тяжелое. Капитан Блад попадая в рабство сохраняет мудрость, человечность, терпимость и остается примером для окружающих (единица в легком состоянии).

Если бы люди были устроены просто, как компьютерные модели, здесь бы можно и закончить наш рассказ. Но — все сложнее, поэтому продолжим путешествие в сумрачные фрейдовские глубины (под)сознания.

Когда мы говорим о состояниях, то считаем, что они относительно устойчивы. Герой в рамках повествования длительное время находится в одном состоянии. Но при этом с героем непрерывно что-то происходит: он то приближается к великой цели, то отдаляется от нее; на него валятся кирпичи и красивые женщины; а за каждым углом подстерегают коварные эльфы и суровые агенты правительства. Понятно, герой должен реагировать.

Нюансы состояний

1) Исходя из жизненной позиции героя, мы понимаем, как он будет добиваться желаемого — его стратегию. Один герой станет требовать справедливости от сильных мира сего, а другой отправится бить морды наркоторговцам. Один полицейский-единица будет следовать процедуре, даже если знает, что Фемида слепа; другой — возьмет на себя функции судьи и палача. Но единица никогда не пойдет на мошенничество, чтобы получить желаемое — он будет зарабатывать, заслуживать честным трудом или копить.

2) Когда герой не получает желаемого, он также будет вести себя в соответствии с психотипом. Карлсон скажет: «Пустяки, дело-то житейское!», а Пьеро свалится в глубокую депрессуху. Мы должны обращать внимание на эти особенности, когда в произведении намечается очередная перипетия.

Когда единица не получает того, к чему стремилась на протяжении десятка глав, он отключает эмоции, обращается к правилам и старается быть объективным. Правда, он ждет объективности и от других. И как, вы думаете, станет реагировать единица в тяжелом состоянии, когда люди начнут проявлять эмоции?

Хороший пример единицы в разных состояниях: «Одиссея капитана Блада» Сабатини. Помните, как именно бравый капитан добивался благосклонности прекрасной Арабеллы? А как он вел себя, когда все его надежды обратились в прах?

3) Даже когда состояние героя не меняется, он может находиться в зоне стресса или зоне комфорта. Стресс и комфорт — это нюансы, которыми мы расцвечиваем состояния героя.

Д’Артаньян предается некоей мечтательности, когда у него возникают любовные затруднения. Или впадает в эйфорию и закатывает дружескую пьянку, когда дела идут хорошо. При этом он остается в одном и том же легком состоянии единицы.

Но и это еще не все. Вышеописанные формулы и алгоритмы пока не позволяют нам создавать законченных злодеев или ангелоподобных спасителей мира. Для этого нам требуется дубина побольше...

 

 Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 509 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]