10:33 Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Герой между раем и адом (психотипы). Часть 2 | |
С
героем в "среднем состоянии" уже не так приятно иметь дело, верно? И
его решения будут соответствовать его состоянию. Но и это еще не финал проблем.
Давление на героя увеличивается и...
Тяжелое состояние Страх
захлестывает героя настолько, что определяет все его поведение, которое обычно
становится деструктивным как для него, так и для окружающих. Потребность
справиться со страхом настолько высока, что подчиняет себе все поведение героя.
В этом состоянии он отбрасывает все ценности, не являющиеся ключевыми. Он
теряет близких людей, избавляется от балласта добродетелей и привязанностей. Он
пожертвует чем угодно. Все подчинено попытке психологически выжить. Герой в
тяжелом состоянии маниакален, хотя и не законченный маньяк. Что
станет с нашей единицей в тяжелом состоянии? Он будет одержим несовершенством,
в том числе своим. Догматичный деспот, он возьмет на себя функцию карателя.
Станет абсолютно нетерпим, негибок. Причем будет находить оправдание своим
поступкам в высоких целях. Примеры единиц в тяжелом состоянии: Уже
упомянутый нами Боромир во "Властелине колец" стремится к глобальной
власти — чтобы сделать все правильно. Он готов на убийство, это тяжелое
состояние героя. Монах
Сайлус ("Код да Винчи" Дэна Брауна) одержим своим несовершенством;
деспотичен по отношению к себе. Понятно, и к другим он не может проявлять
человечность. Тяжелое состояние делает его фанатиком. Таким
образом, на трех состояниях уже можно строить интересные конфликты, переломы и
перипетии. Но мы вывели еще несколько интересных закономерностей, связанных с
состояниями героя. Чего ждать от состояний? Уровень
напряженности конфликта в произведении очень сильно зависит от того, в каких
состояниях находятся герои. Если вы хотите сделать яркую кульминацию (не в
варианте драки с чудовищем, вылезшим из унитаза, а в смысле напряжения всех сил
конфликта), надо перевести героев хотя бы в среднее состояние. А лучше в
тяжелое — пусть мучается, собака, на то он и герой. Но
если вы пишете дамский роман или, не побоимся этого термина, иронический
детектив про ведьмочек, то даже в среднее состояние вашего героя не пустите —
законы жанра-с. И будет он убивать врагов с пристебом. А героине придется
тревожиться разве что из-за растрепавшейся прически. Интересный
нюанс: зачастую герой вызывает у нас симпатию, если он остается в легком состоянии
в ситуации, когда мы давно уже свалились бы в тяжелое. Капитан Блад попадая в
рабство сохраняет мудрость, человечность, терпимость и остается примером для
окружающих (единица в легком состоянии). Если
бы люди были устроены просто, как компьютерные модели, здесь бы можно и
закончить наш рассказ. Но — все сложнее, поэтому продолжим путешествие в
сумрачные фрейдовские глубины (под)сознания. Когда
мы говорим о состояниях, то считаем, что они относительно устойчивы. Герой в
рамках повествования длительное время находится в одном состоянии. Но при этом
с героем непрерывно что-то происходит: он то приближается к великой цели, то
отдаляется от нее; на него валятся кирпичи и красивые женщины; а за каждым
углом подстерегают коварные эльфы и суровые агенты правительства. Понятно,
герой должен реагировать. Нюансы состояний 1)
Исходя из жизненной позиции героя, мы понимаем, как он будет добиваться
желаемого — его стратегию. Один герой станет требовать справедливости от
сильных мира сего, а другой отправится бить морды наркоторговцам. Один
полицейский-единица будет следовать процедуре, даже если знает, что Фемида
слепа; другой — возьмет на себя функции судьи и палача. Но единица никогда не
пойдет на мошенничество, чтобы получить желаемое — он будет зарабатывать,
заслуживать честным трудом или копить. 2)
Когда герой не получает желаемого, он также будет вести себя в соответствии с
психотипом. Карлсон скажет: «Пустяки, дело-то житейское!», а Пьеро свалится в
глубокую депрессуху. Мы должны обращать внимание на эти особенности, когда в
произведении намечается очередная перипетия. Когда
единица не получает того, к чему стремилась на протяжении десятка глав, он
отключает эмоции, обращается к правилам и старается быть объективным. Правда,
он ждет объективности и от других. И как, вы думаете, станет реагировать
единица в тяжелом состоянии, когда люди начнут проявлять эмоции? Хороший
пример единицы в разных состояниях: «Одиссея капитана Блада» Сабатини. Помните,
как именно бравый капитан добивался благосклонности прекрасной Арабеллы? А как
он вел себя, когда все его надежды обратились в прах? 3)
Даже когда состояние героя не меняется, он может находиться в зоне стресса или
зоне комфорта. Стресс и комфорт — это нюансы, которыми мы расцвечиваем
состояния героя. Д’Артаньян
предается некоей мечтательности, когда у него возникают любовные затруднения.
Или впадает в эйфорию и закатывает дружескую пьянку, когда дела идут хорошо.
При этом он остается в одном и том же легком состоянии единицы. Но
и это еще не все. Вышеописанные формулы и алгоритмы пока не позволяют нам
создавать законченных злодеев или ангелоподобных спасителей мира. Для этого нам
требуется дубина побольше... | |
|
Всего комментариев: 0 | |