10:51
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Герой между раем и адом (психотипы). Часть 1
 Итак, мы приняли, что основой создания героя в теории девяти психотипов является страх. Мы обнаружили, что делает страх с героем: знаем про внутреннюю цель, ценности, выбор в критической ситуации и т.д. Что еще?

Под влиянием страха герой изменяется, изменяется и его поведение. Для каждого психотипа изменения будут свои, но есть общие правила. Возьмем, например, психотип «единицу», ключевой страх которого — быть плохим, неправильным, порочным. Цель (внутренняя мотивация) такого персонажа — поступать всегда правильно, быть хорошим, справедливым, добродетельным.

Причем, «правильность» для этого героя очень зависит от среды, профессиональной и социальной деформации. К примеру, «правильный» коп-единица должен быть неподкупным и бесстрашным, а преступник-единица — жестоким и готовым умереть, но не выдать подельника.

Но единица может быть мудрым терпеливым воспитателем, а может вколачивать в ребенка правильное поведение. Ведь мы помним, внутри героя сидит его экзистенциальный страх. Его стремление поступать добродетельно — диктуется именно страхом, это попытка избавиться от него. Страх может почти не осознаваться, а может занимать все мысли героя. Чтобы понять, как изменяется при этом его поведение, мы вводим понятие состояния.

Состояние показывает, насколько внутренний страх довлеет над героем.

В теории выделяется три состояния: легкое, среднее и тяжелое.

Пока страх лишь тлеет внутри героя — наш персонаж в целом приятный человек. Мы будем говорить, что этот персонаж находится в легком состоянии.

Легкое состояние

Герой спокойно сосуществует со своими внутренними проблемами. Он совершенно нормален. Внешнему наблюдателю может казаться, что никакого страха у героя нет. Проявления психотипа выглядят как простая индивидуальность.

Внутренняя цель — справиться со страхом — в легком состоянии не очень важна. Приоритетными являются внешние цели. Однако, образ действий героя, конечно, определяется тем, как он видит мир. А его выбор следует за его системой ценностей.

Вспомним о нашей единице. Единица в легком состоянии будет мудрой, гибкой и человечной, сможет понять и принять точку зрения другого человека. Она станет настоящим примером для окружающих. Единицу в легком состоянии можно сделать «отцом-командиром» и понимающим сыщиком, мудрым родителем и ответственным ученым.

Примеры единиц в легком состоянии:

Шарапов в «Эре милосердия» Вайнеров

Д'Артаньян в «Трех мушкетерах» (обратите внимание на этот пример: принципиальная единица оказывается единственной, кто может принять точку зрения других)

Предположим, ситуация ухудшается, герой задет за живое и его глубинный страх усиливается... что будет дальше? Герой перейдет в среднее состояние.

Среднее состояние

Мы наблюдаем ярко выраженные изменения в поведении героя, определяемые его страхами.

Потребность справиться с внутренним страхом в среднем состоянии сравнима с необходимостью разрешить внешние проблемы. Значит, действуя, герой обязательно будет неосознанно учитывать свой страх. Черты, характерные для его психотипа, станут более резкими, несколько карикатурными. Внешнему наблюдателю хорошо видны проблемы героя.

Поле зрения суживается: герой видит все исключительно через призму своего страха. Он способен, следуя своим ценностям, пожертвовать многим.

Вернемся к нашей единице. В среднем состоянии он становится критиком и моралистом, неудовлетворен окружением, разочарован в людях. Он боится совершить ошибку, никогда не расслабляется, всегда серьезен. Контролирует свои эмоции, поэтому холоден и зажат. Все подгоняет под схемы «достоин-недостоин», правилен-неправилен.

Стремясь быть «правильным» отцом, единица в среднем состоянии начнет применять к сыну физическое воздействие. А сын-единица ориентируется на подростковую компанию, поэтому в среднем состоянии он наденет тяжелые ботинки, возьмет кастет и пойдет бить «врагов» с соседней улицы. Босс-единица в среднем состоянии будет орать на подчиненных, требуя ответственности и честности.

Примеры единиц в среднем состоянии:

Боромир из «Властелина колец» проходит среднее состояние (хотя в нем не задерживается).

Хотчнер из сериала «Criminal minds», начальник отдела профайлинга: рвется между работой и семьей, стремясь везде быть правильным, поэтому никогда не улыбается и всегда в напряжении. Он берет на себя ответственность за ошибки любого члена команды, и тяжело их переживает.

Замечание: обратите внимание, не каждое изменение ситуации усиливает именно ключевой страх. Но если вы хотите как следует помучить героя, работайте с его психотипом. Заставьте полицейского-единицу почувствовать себя нечестным, бандита-единицу — мягкотелым и слабым, а отца-единицу — безответственным воспитателем. И вы получите внутренний конфликт в полный рост.

 

 Литературные витражи

Категория: Мастерская | Просмотров: 507 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]