14:57
Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. 9 психотипов: введение в тему. Часть 2
 Страх (и порождаемая им цель) определяют жизненные ценности.

Человек склонен видеть мир через призму собственного представления о нем. А если я чего-то серьезно опасаюсь, я буду во всем происходящем выискивать признаки угрозы.

Пример «для психотипа 8».

Если я бессознательно боюсь, что кто-то причинит мне вред, значит, в первую очередь буду оценивать: насколько человек для меня опасен. Я буду делить всех на друзей и врагов (а третьего не дано). Буду стремиться управлять людьми и событиями, иначе они непременно попытаются управлять мной — и причинят мне вред.

Наверняка если вы не «восьмерка», вам понятно, что может быть и иной взгляд на мир. Но кое-кто согласится: мир устроен именно так, а кто не понимает этого — наивные глупцы, обреченные на поражение.

Самостоятельное задание:

Какими я буду видеть людей, если мой главный страх — не найти смысла в жизни?

Следование внутренней цели определяет, как герой смотрит на мир.

Что дает нам понимание мировоззрения героя? Ряд вещей: на что всегда можно положиться, за что стоит драться, что единственно важно в жизни. Это — жизненные ценности.

Один будет до последнего сражаться за свою семью, другой пожмет плечами и скажет, что независимость дороже. Один легко пожертвует финансовым благополучием в погоне за новыми знаниями, другой ради карьеры предаст близкого друга.

Ценности — облегчают оценку окружающей действительности. Мы можем не осознавать их (так же, как и внутренний страх), но они непременно есть. Они сформированы нашим психотипом не меньше, чем нашим опытом.

Мы обычно не замечаем качества, не попадающие в нашу систему ценностей — будь это достоинства или недостатки. Например, собеседник может быть суперкреативным, но если изобретательность, творческая жилка не являются нашими ценностями, мы не сможем оценить их по достоинству.

Ценности героя определяют его выбор в критической ситуации.

Лучше всего это видно когда невозможен компромисс. Мы вынуждены жертвовать чем-то одним ради другого.

Пример «для психотипа 5».

Возьмем, например, «пятерку», для которой важны знания, компетентность, рациональный подход к жизни, ощущение своего профессионализма. Если вы жена Шерлока Холмса, не вздумайте просить его отложить расследование ради совместного рождественского ужина. Иначе у вас не будет ни ужина, ни мужа.

Пример «для психотипа 3».

Уговаривая Эркюля Пуаро взяться за ваше дело, не пытайтесь взывать к чувству справедливости. Лучше намекните, что ему слабО. Знаменитый бельгиец возмутится и… немедленно возьмется распутывать таинственное преступление, чтобы доказать, что он по-прежнему успешен.

Итак, повторим. Начав от основного страха героя, мы понимаем:

— его внутреннюю, зачастую бессознательную цель;

— как он видит мир;

— какой выбор он делает в критической ситуации.

Это основа построения персонажа.

И когда все эти части сбалансированы — герой ощущается как правдивый, жизненный, интересный. А если мы «надергали» кусочки героев из разных психотипов: мы можем невзначай создать персонажа, про которого читатель скажет: «не верю».

А еще из психотипа вырастает множество «мелочей»: характерные особенности речи героя, его поведение в ситуации успеха и что он будет делать, когда не добивается своей цели, как герой реагирует на стресс… и прочее, прочее, прочее.

Конечно, лучше всего мы понимаем собственный психотип. Относительно других — бывает всякое. Одни типы мы чувствуем хорошо и легко верим в то, что с ним происходит. Другие — вовсе не понимаем, тогда нам нужны более убедительные и, возможно, более подробные объяснения, почему в предложенной ситуации герой сошел с катушек. Но это, также как и раскрытие иных тайн работы с психотипами — в наших следующих постах.

А пока приведем список всех психотипов с их страхами.

9 психотипов:

«Единица»: ключевой страх — Быть плохим, неполноценным, порочным;

«Двойка» — Быть недостойным любви;

«Тройка» — Быть «никем», неценным в отрыве от своих достижений;

«Четверка» — Не иметь индивидуальности или значимости, не найти смысл жизни;

«Пятерка» — Быть бесполезным, беспомощным, неспособным;

«Шестерка» — Оказаться без поддержки и руководства в мире;

«Семерка» — Испытать лишения или болезненные переживания;

«Восьмёрка» — Что другие причинят ему вред или смогут его контролировать;

«Девятка» — Потери контакта, отделения и разобщенности.

Самостоятельное задание:

Попробуйте придумать: какие у них цели и написать хотя бы 3-5 основных ценностей для героев каждого типа. Очень полезное писательское упражнение!

 

 Литературные витражи

 

Категория: Мастерская | Просмотров: 527 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]