14:49 Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. 9 психотипов: введение в тему. Часть 1 | |
Наверняка,
вы слышали, что в фильмах Голливуда персонажей просчитывают. Именно поэтому они
часто выходят яркими, живыми и достоверными. Фокус прост: персонаж должен
соответствовать одному из классических психотипов.
Нам
повезло стать допущенными к тайному знанию голливудских сценаристов (спасибо, CinemotionLab). Поверяя алгеброй к гармонию, мы
обнаружили, что совершенно те же психотипы давно и успешно работают в
литературе: от Уильяма Шекспира до Генри Лайона Олди и от Александра Дюма до
Андрея Валентинова. Этот
пост является вводным в тему 9 психотипов (развернутый доклад мы делали на
романном семинаре в Партените и будем делать в этом году на «Звездном мосту»).
Тема объемная, в один или даже в три-четыре поста ее не уложить, будем
постепенно раскрывать разные аспекты. Начнем с общих принципов. Зачем понимать психотип героя? Поведение
героя меняется, порой до неузнаваемости: он потерял близкого человека или
добился взаимности любимой женщины — это словно две разных личности. Но часть
натуры остается неизменной всегда. Мы называем постоянную часть образа —
стержнем характера. Психотип — это стержень характера героя. Шерлок
Холмс во время расследования деятелен, способен проникнуть в самые изощренные
планы преступников; когда же его способности не находят применения, он
становится угрюм, неподвижен и склонен к саморазрушению. Кстати,
Холмс может развлекать себя наркотиками, а доктор Хаус — наркотиками и
девочками. Но не наоборот! — а психотип у них одинаков. Почему так? Понимая
основу образа, его стержень, мы знаем, как поведет себя герой в той или иной
ситуации, что он будет чувствовать и чего желать. Это позволяет осознанно
подойти к разработке или доработке вашего текста. Основа теории психотипов Центральное понятие теории девяти психотипов — внутренний страх. Мы боимся очень разных вещей: список названий фобий займет не одну страницу (ранидафобия — боязнь лягушек, к примеру). Мы беспокоимся, опасаемся, нервничаем, переживаем. Но есть главный — глубинный страх. Откуда он берется, сказать сложно, но основа психотипа распознается уже в раннем детском возрасте, и никогда не изменяется. Главный страх можно осознавать или нет, с ним можно бороться и даже победить. Но он все равно будет определять личность человека на протяжении всей его жизни. Примем за аксиому: в каждом из нас сидит САМЫЙ ГЛАВНЫЙ СТРАХ. В теории психотипов все сводится к девяти основным страхам. Чтобы не навязывать лишние ассоциации, обычно их называют просто по номерам. Типы и их страхи мы перечислим в конце всей статьи. Начав
от основного страха героя, мы понимаем: —
его внутреннюю, зачастую бессознательную цель; —
как он видит мир; —
какой выбор он делает в критической ситуации. Рассмотрим
подробнее. Как
действует страх? Страх
— это батарейка, он создает в человеке напряжение. Мне страшно, значит я буду
предпринимать усилия, чтобы опасения не реализовались. Делать что-то, что
устранит страх. У
героя могут быть тактические цели — простые и конкретные. Убежать от бандита, заработать
на кусок хлеба, починить сломавшийся автомобиль. Гораздо интереснее цели
стратегические — глобальные. Постоянно
существующий в человеке страх порождает внутреннюю мотивацию, глубинную цель
героя — победить свой страх. Определив,
к какому психотипу относится ваш персонаж, мы сразу знаем чего он хочет в
глубине души. А дальше остается понять — как это желание переплавится во
внешние цели, которых он будет добиваться в рамках вашего сюжета. (Важное
замечание: эти страхи действуют на человека исподволь, и даже осознание, какой
ты тип — мало меняет дело. Постфактум ты понимаешь глубинные мотивы своих
поступков, но — уже потом, потом!) Пример
(для типа 3): У
этого психотипа ключевой страх: «Быть «никем», неценным в отрыве от своих
достижений», а значит его внутренняя мотивация: «Быть признанным, значимым
человеком». Любую ситуацию будет (бессознательно или сознательно) рассматривать
под ракурсом: «Делает ли это меня более ценным в глазах других людей?»,
«Увеличивает ли это мою значимость?», «Вырастет ли моя ценность (где-то)?». А
уже понимая это — вы выстраиваете логику поведения своего персонажа. Герой
будет ставить себе цели в жизни (в ситуации) так, чтобы продвигаться в
реализации внутренней цели. Он
отказался кому-то помогать, поскольку об этом никто не узнает? — Да запросто!
Он много работает (и забывает про семью), раз ему пообещали что повысят в
должности (и это станет признанием его заслуг)? — Это про него. А потом его не
повысили (так вышло) и для него это жизненная трагедия… На фоне которой развод
— фигня! Замечание: Всегда
хороший вопрос про персонажа: «Почему происходящее — самое сложное испытание
для него?» Зная архетип мы легко сформулируем общий ответ: «Потому что это в
максимальной степени не дает ему достигнуть внутренней цели». Самостоятельное задание: Придумайте
ситуацию, в которой описанному выше человеку, было бы максимально некомфортно.
Что бы он не делал, не смог почувствовать себя значимым… и вы получите хорошую
основу для произведения! | |
|
Всего комментариев: 0 | |