16:22
Инна Криксунова.Важна ли вам среда, в которой происходит действие романа?


Дорогие прозаики, важна ли вам среда, в которой живут и действуют герои произведения?

Думаю, да. Ведь читая, мы хотим погрузиться в интересный мир, привлекающий наше внимание, рисующий захватывающие картины, отличные от тех, которые нам хорошо знакомы.

Если оглянуться назад, то можно увидеть, что успехом всегда пользовались произведения, авторы которых помещали действие в среду, незнакомую читателям, которую им хотелось бы узнать поближе.

Например, в застойные времена большой популярностью пользовались произведения писателей-деревенщиков. Причина понятна: тогда реальная жизнь деревни была закрыта от большинства горожан мощным заслоном цензуры.

Деревенские реалии были читателям интересны. Духовная мощь народа, способного преодолевать огромные трудности, близость к природе, естественность человеческих страстей и отношений, показанных на этом фоне, давали читателям надежду и веру в то, что такой народ рано или поздно найдет свой путь.

В 90-е годы цензура пала, и успехом у читателей стали пользоваться произведения, показывающие жизнь уголовно-бандитской среды. Эта жизнь была незнакома подавляющему большинству людей. Поэтому уголовная романтика их поначалу привлекала, интриговала. Погони, убийства, бандитский сленг, крутые мужики…

Аналогичным спросом пользовались произведения о жизни ГУЛАГа. Людям тоже была незнакома среда лагерей, через которую прошли многие, она была скрыта плотной завесой секретности. Теперь они хотели знать об этом все.

Затем, как водится, наступило пресыщение. Читатели «наелись» однотипными рассказами, повестями, романами. Они уже получили представление о ранее запретных плодах. Теперь им хотелось чего-то другого, более созвучного духу времени.

Наступил период откровений о жизни рублевских обитателей. Пошли произведения, показывающие быт и отношения жителей богатых особняков за трехметровыми заборами.

Далее на передний план вышли врачебные романы. Люди захотели узнать, как проходят будни тех, кто нас лечит: чем они живут, о чем думают?

Итак, надеюсь, понятно, что читателей интригует нечто новенькое, доселе им неизвестное. А что они отвергают? Они отворачиваются от обыденной, прозаической среды, она им неинтересна. Зачем читателю погружаться в будничную рядовую жизнь? Он и так про нее все знает. Захочет ли он читать о быте простой учительницы или участкового врача? Эта среда ему скучна, она его не волнует и не возбуждает.

В таком случае автора спасает лишь жанр. Вот если он поместит учительницу или участкового врача в крутой детектив с погонями, убийствами, ограблениями, тогда другое дело. Кровь у читателя забегает быстрее, он станет листать страницы, следя за интересным, захватывающим сюжетом.

А теперь внимание! Я с удивлением обнаружила, что в российской литературе есть совершенно свободная ниша. Это богемная среда, жизнь людей творческих профессий. Если западные авторы в своих романах рассказывают о буднях голливудских обитателей (например, Джеки Коллинз), то наши писатели почему-то до сих пор не спешат возделывать эту ниву. Во всяком случае, среди наших бестселлеров таких книг я не обнаружила. Телесериалы на эту тему иногда встречаются, а вот романов нет.

Лично мне было бы интересно погрузиться в творческую среду и узнать, как куются таланты, какие трудности приходится преодолевать на пути к славе — в шоу-бизнесе, балете, опере, среди актеров кино, театра (про писателей и так все знаю:)). Чтобы это было написано детально, со знанием дела, с погружением в материал.

Романисты, подхватывайте идею, дарю бесплатно! :)

Итак, по-моему, самое важное правило — это чтобы среда была интересной для читателя, чтобы она не была слишком приземленной, обыденной, известной ему по его прозаическому быту.

Погрузите своих героев в экзотическую обстановку, и им будет любопытно следить, как на этом фоне развивается сюжет, как поведут себя герои.

Всемирно известный писатель Ян Флеминг, творец романов о Джеймсе Бонде, всегда заботился о среде, в которой действовал его знаменитый герой. Вот что он писал об этом:

«Я намеренно стараюсь наполнить свои книги экзотичностью. Я уверен, что если вы откроете любую из них, то убедитесь, что там всегда светит солнце (это всегда слегка приподнимает настроение у читателя-англичанина), а большинство мест, где разворачиваются события, красивы и расположены в самых живописных уголках мира. И этот сильный гедонистический оттенок присутствует всюду — чтобы компенсировать темную сторону приключений Бонда».

Дорогие читатели, а для вас важна среда, в которой происходит действие произведения, которое вы читаете?

И второй вопрос писателям: в какую обстановку вы погружаете своих героев? Задумываетесь ли об этом прежде, чем начинаете писать роман?

Категория: Мастерская | Просмотров: 482 | Добавил: reksam | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]