13:42 Татьяна Королева. СуБчики или про субкультуры в литературном контексте | |
Вместо эпиграфа: «Внедряйте культурку на сухую штукатурку!» Порой
хорошо знакомые и даже привычные явления ухитряются спрятаться за штампами так,
что их истинная сущность забывается. Благодаря СМИ в сознании многих засела
устойчивое словосочетание «молодежная субкультура», что другой и помыслить
сложно. Но субкультура – явление отнюдь не новое. Это всего лишьобраз жизни,
или точнее – жизненный уклад - общий для группы лиц, и отличный от
общепринятого в определенной местности и в определенное время. Таким образом,
субкультуры могут быть различными: этническими, профессиональными религиозными,
возрастными, клановыми (семейными) и прочая. Со
времен романтизма субкультуры прочно вошли в литературу как основа
«романтического колорита». Но и более поздние классики отдали дань
субкультурам. Вспомним некоторых соотечественников: цыганские таборы (Толстой
«Живой труп»), общины старообрядцев («В лесах и на горах»
Мельникова-Печерского), масонские ложи (Писемский «Масоны»), криминальная
субкультура («Петербургские трущобы» Крестовский, Горький «На дне»),
политические (Чернышевский «Что делать?», Савенков «Конь бледный/вороной») и,
конечно же, купеческие семейные кланы (пьесы Островского). Хотя
субкультуры не только возможность донести информацию о малоизвестных читателю
слоях общества, и сделать фон произведения ярким и запоминающимся. Столкновение
разных жизненных укладов - мощный источник конфликта, сюжетного движения и
психологических коллизий. Представьте, что некая девушка познакомилась с талантливым кулинаром. Но если девушка -
веган, и даже кожаную обувь не носит, а молодой человек – шеф-повар в ресторане
«Охотничьи трофеи» – их отношения обретут совсем другие краски. А детективщикам
субкультуры щедро дарят необычные мотивы и криминалистические компоненты.
Профессиональные же субкультуры стали настоящим фетишем для создателей
российских сериалов – «Врачи», «Солдаты», «Путейцы», «Партейцы» «Дальнобойщики»
и т.д.. Но
будьте осторожны! Субкультуры
не стоит путать с «общественными движениями». В отличии от субкультур, движения
характеризуются общими для всех представителей целями и задачами, а так же
общей идеологией. Субкультура может развиться в рамках движения – так, у
«хиппи» или «зеленых» имеются характерные субкультуры, а у ярких движений
«зоозащитников» или т.н. «синих ведерок» нет самостоятельных субкультур. В то
же время многие субкультуры – в
частности, этнические или профессиональные – не являются движениями. Представители
субкультур, не чуждые творчества, создают произведения адресованные
представителям самой субкультуры, с использованием понятных исключительно для
них кодов и символов. Такое творчество получило название «фан-арт». Личность
автора здесь не главное, важнее точное соответствие системе кодов, принятой в
субкультуре. Зато в фан-арте процветает соавторство и вариативность. Примерами
могут служить любительские аниме, в которых классический персонаж одной серии
переносится в мир другой серии («Сейлормун в замке волшебника Хаула») или
старинные уголовные песни на кромешном арго типа «…С одесского кичмана
сорвались два уркана…». Редко,
но случается, что фан-арт существует самостоятельно, вне субкультуры, на базе
одного произведения или авторской серии, как «шерлокиана» - творчество по
мотивам рассказов о Холмсе, или «штирлицыада» - если так корректно выразиться.
Еще реже фан-арт находит поклонников среди людей, не принадлежащих к
субкультуре. Так, книги из серии «Сталкер» читают не только геймеры, но и люди,
имеющие смутное представления об одноименной компьютерной игре. Коммерчески
успех фан-арта и растущий интерес к субкультурам привел к появлению особого
направления – произведений, имитирующих «фан-арт», но изначально адресованных
самым широким слоям потребителей. Сложные внутренние коды субкультуры в них
либо не используются, либо подробно разъясняются. Наиболее широко
распространена псевдо-уголовная лирика («русский шансон»), литературные
сборники «профессиональных баек», но есть и более рисковые эксперименты – вроде
книг некоей Неробкой с элементами субкультуры садо-мазо. Разумеется,
я затронула только малую толику возможностей, которые таятся в субкультурах.
Главные открытия за самими творцами. | |
|
Всего комментариев: 0 | |