10:39 Павел Горьковский. Здравствуй, последний герой! | |
Размышляем
на животрепещущую тему – почему так сложно себя заставить читать русскоязычных
серийных авторов? Вроде и идеи есть толковые, сюжет динамичный – бегают,
стреляют, кричат, плюс мир яркий и детальный, но что-то отвращает. Ведь не
русский же язык? Нет! Внезапно меня осенило – главные герои какие-то аморфные,
вроде общепитовских тефтелек – без вкуса, цвета и запаха. Негодяи еще
туда-сюда, персонажи второго плана очень даже, а с положительными героями
просто беда. Даже на пресловутых мери-cью не тянут… Вроде
все авторы не дураки, понимают, что герой должен быть благородный, честный,
отважный, оч.умный, сильный, шутить смешные шутки, лицо иметь «такое... бабам
нравится» (С) и вообще быть мускулистым брюнетом, но…. С одной стороны его
десять лет учили в школе, что герой - «типичный представитель», а с другой –
пугали на форумах и конвентах – никаких супер-героев из комиксов, они все -
инфантильные мери-сью! В итоге автор оставляет из «геройского образа» только
брюнета, которого старательно перекрашивает в неопределенно пегий цвет, и
получается то самое аморфное нечто. Но
давайте подойдем к вопросу непредвзято – если бы господа с наклонностями
Базарова, Обломова, Онегина или Ставрогина составляли большинство
народонаселения России, она погрузилась бы в хаос еще в середине 19 века.
«Типичность героя» - не более чем обозначение важной – на момент создания книги
- социальной тенденции, в остальном каждый герой УНИКАЛЕН! Поэтому, дражайшие
авторы массовых жанров – не ограничивайте себя, мечтайте по максиму. Пусть
вашему герою не будет равных, пусть он будет гипер-мега-гига-супер,
самым-самым-самым в мире и окрестной вселенной хотя бы в чем-то. Только не
забывайтесь - его супер - качества должны быть востребованы по сюжету – если он
единственный в мире человек, который в огне не горит, ему куда логичнее спасать
мир от апокалипсического пожара, чем от потопа. Перейдем
ко второй ловушке – нагруженный супер-качествами герой грозит превратиться в
одномерный силуэт, как придать ему объем, обаяние и естественность? Для этого
существует множество приемов, давайте вспомним некоторые из них – самые
простые, но доступные и безотказные. 1.Самый
очевидный путь – наделить героя узнаваемыми и человечными внешними атрибутами:
гвоздика в петличке, монокль, алое пальто, поношенная кожанка, нефритовые
четки, курительная трубка, клетчатое кепи, трость, татуировка, неизменная
зубочистка во рту и так далее – на собственный скромный вкус автора. Описать
оный знаковый предмет в тексте следует неоднократно, с большим тщанием и в
разных обстоятельствах, особо уточнив, что без предмета наш герой испытывает
некоторый дискомфорт, а то и психологические трудности... Второй
прием, по сути – развитие первого. 2.1.
Супер-героя очеловечит некий физический изъян. Подарите ему щербинку в зубе,
шрам, хромоту, горб, отсутствующий палец или ногу, слепоту, немоту, легкую
форму аутизма или нечто подобное. Чего-то одного вполне достаточно, главное не
впадать в крайности, граничащие с политкорректностью – а то пришлось мне читать
иностранный детектив, где героем выступала глухонемая дама, прикованная к
инвалидному креслу. 2.2.
Герой может иметь вредную привычку: милую, вроде вязания на спицах,
патологической тяги к сыру рокфор, игры на скрипке, или пристрастие
предосудительное и вредное, от которой стремится избавиться – например,
курение, даже пьянство – помните старину дока Хауса? Допустимы и умеренные
фобии – герой «Багровых рек» Гранже боялся собак, Штирлиц – избегал серьезных
отношений с женщинами. Увлекаться тоже не стоит – если сделать героя придурком,
еще не значит что получится Форест Гамп! 2.3.
К этому же пункту следует отнести симпатичное хобби. Например, аквариумные
рыбки, выращивание орхидей, королей и капусты, вышивка крестиком, дегустация
мартини, коллекционирование антиквариата, холодного оружия, женщин, скальпов,
трупов… Привычке или хобби следует уделить должное внимания в тексте –
диссонирует ли хобби с типом персонажа? Поддерживает его в беде или наоборот
ввергнет в неприятности? А может, прославит в самый нежелательный момент? 3.
Еще один вариант: путь Железного Дровосека – который здоров рубать дерево, но
ржавеет от воды. Попробуйте уравновесить супер-качество героя некой значительной
ущербностью в другой важной (sic!) области. Например, Ихтиандру или Капитану
Немо нет равных под водой, но они бессильны на суше, Фандорину фантастически
везет в азартных играх, но в личной жизни сплошные катастрофы. Ущербная сфера
может быть главной тайной героя и даже грозить ему гибелью. Во какой простор
для творчества! 4.
Принцип маски. «Здорово, когда у человека есть тайная жизнь!» - восклицает
героиня фильма-комикса о героях в масках «Хранители». Действительно здорово,
хотя придумано до нас и успело стать классикой Итак, герой может
воспользоваться чужой маской – например, по ночам под видом человека-свистка
бороться с преступностью на городских окраинах или иным способом принуждать
обывателей к добру, а днем скрываться под личиной скромного, неприметного,
среднестатистического президента США или студента – заочника Шурика. Порой
главная загадка подобных произведений – подлинная личность героя. Впрочем,
дотошно воспроизводить любимый прием создателей комиксов нет нужды, если помнить,
что супергерой – это всего лишь сюжетная функция, выполнять которую может
кто-угодно, любая маска. Выбор маски зависит от того, в чем именно он «супер».
Например, функцию самого проницательного супер-сыщика с одинаковым успехом
может выполнять как обаятельный мошенник вроде Люпена, так и немощная
старушенция, вроде мисс Марпл. При
всей очевидности этих приемов авторы зачастую продолжают обделять глав-героев
вниманием, что очень жаль. Ведь чтобы герой получился неуязвимым, ярким и
запоминающимся – всего-то и надо, что не бояться масштабов задачи, да
отказаться от стереотипов и внутренних ограничений. | |
|
Всего комментариев: 0 | |