10:54 Наталья Егорова и Сергей Байтеряков. Сферический герой в вакууме | |
Наш
литсеминар дает множество поводов для размышлений. В процессе подготовки к нему
мы поймали одну проблему, которая является системной для многих и многих
начинающих (и продолжающих) авторов. Мы назвали эту проблему, эту болезнь:
«Сферический герой в вакууме» (и речь идет не только о космобоевике).
Симптомы
болезни? Если
очень коротко: у героя ничего нет, у героя никого нет, вокруг героя никого и
ничего нет. Кроме того, что категорически нужно для сюжета. У
него нет тела: никогда не затекают ноги, не чешется нос (просто так), волосы не
лезут в глаза. И в туалет он не ходит годами. У него нет родственников, за
исключением тех, кто создает герою проблемы (в сюжете), У героя нет соседей по
лестничной клетке (если только это не инопланетяне). Нет сослуживцев, нет...
Ничего нет, увы. «Планета
Железяка: жизни нет, полезных ископаемых нет, населена роботами...» Особенно
грешат этим «крутые» боевики и книжки про «попаданцев». Заброшенный, а
немыслимые дали герой никогда не вспомнит, что у него есть вообще-то мама с
папой (а у мамы сердце больное). Что он никогда не увидит одноклассницу, что
они договорились с приятелями пива в эту пятницу попить, а соседу по гаражу он
обещал резину помочь сменить. Кстати,
если вы пишите фэнтези, ситуация только ухудшается. Поскольку в традиционном
обществе родственные и иные социальные связи решали все... а у героя их нет! Он
о них не думает и не помнит. Не потеет и не какает. Герой,
походу, мертв. Почему
так получается? Автор
увлекается. Он настолько захвачен картинкой, возникающей у него в голове; он
настолько спешит перенести на бумагу «сюжет» (а точнее, последовательность
событий), что совсем не уделяет внимания таким вот «мелочам». Реанимационные
мероприятия. Во-первых,
перечитать свой черновик и ответить на вопрос: «А насколько разнообразен мир
героя? Не сводится ли он лишь к жестко необходимому?» Поскольку событийный ряд
— это все-таки скелет произведения, а для красоты и жира капельку надо. А не
только кости и мускулы. И,
если ваш герой «болен» вышеописанными проблемами — сделайте вот что: 1.
Используя «мир персонажа» определите — где «вакуум». У героя нет дальних
родственников? У него нет физиологических проявлений? У него нет
необязательного окружения, чувств, мыслей? Он не замечает окружающего мира?
Или... 2.
Подумайте, какие моменты можно добавить, чтобы расширить «мир персонажа». И
сделайте это. Не надо тратить много слов: одно-два предложения для рассказа,
один-два абзаца для повести, страничку для романа... 3.
Лучше, если эти «необязательные» моменты будут как-то персонажа раскрывать
дополнительно, нюансировать его особенности. Впрочем — это не всегда
обязательно. Например,
герой может столкнуться в вагоне метро с кем-то смутно знакомым, (а он,
предположим, едет по важному делу) и вот он думает как зарядить бластер, а на
заднем плане: «Кто же это такой, кто же это?» И когда полузнакомец выйдет и
двери закроются, герой вспомнит: «Ой, это же Сашка из нашей школы... Изменился,
я даже и не узнал». И поедет по своим делам дальше. Мы
понимаем, у героя есть что-то большее, чем вошло в роман. Вариант.
Герой простыл. Без каких-то последствий для сюжета. Просто простыл. И носом
хлюпает и смущается на протяжении двух страниц. Все остальное: сюжет, история —
все идет своим чередом. Или ему ресница в глаз попал и он проморгался потом.
Или... Или:
герой столкнулся в дверях подъезда с соседями, которые с трудом вытаскивают
пианино. И вот он стоит на морозце, и в туалет ему хочется, и ботиночки на
тонкой подошве, а эти, идиоты, все возятся... А дальше пойдет основной сюжет. И
ни на что это пианино не повлияет. Кроме
ощущения, что ваш герой есть на самом деле. Что
он — живой. | |
|
Всего комментариев: 0 | |