08:49
Новая «Аэлита»

В связи с 30-летием первого российского фестиваля фантастики «Аэлита» и открытием одноименного  электронного  издательства, я решила взять интервью у главного редактора  «Аэлиты». 

ЭИ «Аэлита»

 Долинго Борис Анатольевич — русский писатель-фантаст. Родился 3 декабря 1955 года в городе Коканд, Узбекистан.  В 1975 году вместе с родителями переехал в г. Свердловск (ныне Екатеринбург).

Первая серьёзная публикация Бориса Долинго состоялась в 1990 году в сборнике по материалам фестиваля «Аэлита» — рассказ «Возможны варианты». Первое крупное произведение  — роман-дилогия «Странник по граням» («Мир Терпа» и «Круглые грани Земли») — было выпущено в 2001 году в издательстве «Армада — Альфа-книга». Второй роман — «Другое место» вышел ровно год спустя в издательстве «АСТ» под названием «Понять Вечность» (2002). В январе 2008 года в издательстве «Ленинград» (ЛЕНИЗДАТ) вышел роман «Странник поневоле», являющийся приквелом к упомянутой выше дилогии, и последовало переиздание романов «Беглец поневоле» (прежнее название «Мир Терпа») и «Круглые грани земли.. В течение 2009 и 2010 гг. в том же издательстве вышли первые книги цикла «Игра в Вавилон» — романы «Игры третьего рода» и «Чужие игры» (последний в соавторстве с Иваном Безродным).

 Член Союза писателей России с февраля 2004 года. Лауреат премии «Евразия» (2004 г.),  премии им. В.И. Бугрова (2008 г.) и ордена «Рыцарь фантастики» им. И.Г.Халымбаджи (2011 г.).

С 2002 года Борис Долинго является председателем оргкомитета и главным организатором фестиваля фантастики «Аэлита». Под его инициативе возобновился выпуск сборников фантастики молодых авторов при фестивале «Аэлита».


- Чем отличается Ваше электронное издательство от <Литреса> и других ему подобных? 

- Если говорить о «Литресе», то это, безусловно, мегаресурс. Никаких подобных ему по объёму и, главное, по типу организации работы среди официальных (да и неофициальных) книжных интернет-ресурсов сегодня  и близко нет (пиратские сайты типа «Либрусек» я в счёт не беру, искренне надеюсь, что с таким всё-таки начнут бороться на уровне официальных властей).

По сути, мы очень похожи на «Литрес», но отличия есть, и существенные. Начну перечислять по прядку

 1) Основная масса э-книг, продающихся на «Литрес», это электронные аналоги бумажных книг, выпущенных крупнейшими российскими издательствами (которые сегодня все находятся в Москве и Санкт-Петербурге). И хотя у «Литрес» заявлено, что они работают и с «нулевыми» текстами (так я называю тексты, никогда ранее не издававшиеся «в бумаге») в силу огромного количества бумажных книг им пока явно не до «нулевых» текстов. А среди таковых есть масса прекрасных произведений, которые по многим причинам не попадают в крупнейшие бумажные издательства и, значит, не оказываются в виде электронных аналогов на прилавке «Литрес». Т.е., мы выпускаем э-книги, которых как «книги» ещё не видел никто.

 2) «Литрес», конечно, мощнее, т.к. это подразделение компании ЭКСМО, люди там работают, получая зарплату и нам тут тягаться сложно. У нас же  пока работа на чистом энтузиазме, что очень грустно финансово. Но в подобной ситуации «Литрес» неизбежно вынужден оглядываться на политику тех, кто «заказываем музыку», а мы совершенно свободны. Думаю, не стоит говорить о том, какие преимущества это иногда даёт.

Если говорить о других появляющихся сегодня ЭИ, то какие-то серьёзные конкуренты нам могут возникнуть только при неких соответствующих ресурсах. Например, при конвентах фантастики, при отделениях Союза писателей и т.п. организациях. Потому что для того, чтобы ЭИ сегодня имело шансы пониматься достаточно быстро, однозначно нужен «брэнд», уже достаточно широко известный в литературной среде. Однако одного брэнда мало – к нему требуется «команда» достаточно профессиональных редакторов, к именам которых потенциальные авторы будут испытывать необходимое доверие. При этом «команда» эта должна быть согласна работать на полном энтузиазме – ведь быстрого серьёзного дохода от деятельности ЭИ ждать не следует, а рассчитывать, что кто-то в подобном проекте профинансирует мало-мальские зарплаты коллективу из 5-6 человек на период возможного выхода ЭИ на прибыльность – утопия. Так что, это не бахвальство, но пока серьёзных конкурентов нам не вижу. Но не факт, что я что-то не упускаю из вида, и конкуренты вполне могут появиться. В общем, в любом случае вкалывать надо!

 

- Причина перехода издательства <Аэлита> с бумажных книг на электронные. Что Вас подтолкнуло к такому решению? 

- Прежде всего – поясню: нет никакого «перехода». И не было никакого издательства «Аэлита» до момента начала действия ЭИ «Аэлита». Единственной бумажной книгой, которую я делал де-юре под маркой «Уральского Следопыта», а дэ-факто как председатель оргкомитета фестиваля фантастики «Аэлита», был сборник «Аэлита». Да, сборников выпущено уже 7 изданий, но никакого «издательства «Аэлита» до сих пор не существовало.

А к решению организовать ЭИ подтолкнуло желание всё-таки создать заменитель так и не созданной «бумажной» серии фантастики, сделать которую при фестивале «Аэлита» я пытался ещё году в 2003. Наличие такой серии очень важно для полноценного существования фестиваля фантастики в сегодняшних реалиях. Однако мне быстро стало ясно, что при сложившейся ситуации на книжном рынке, начать и раскрутить бумажную серию «с нуля» – не подъёмно.  Издать-то некоторое количество книг – не проблема, на это можно найти средства, они не такие уж огромные. Но вот продать эти книги не получится без вхождения в общероссийскую книготорговую сеть, войти в которую вот так, «с улицы», просто нереально. Выстроить собственную сеть – ещё более нереально, так как потребуются вложения на порядки больше, чем для издания самих бумажных книг… Поэтому после долгих и безнадёжных прикидок, а как же создать серию фантастики, вдруг осенило: а почему не сделать серию, но ЭЛЕКТРОННУЮ?! Сеть продаж строить тут не надо – Интернет уже существует. Завоёвывать «с нуля» доверие авторов, чтобы они начали приходить в новое издательство, тоже не надо: доверие и, надеюсь, немалое, уже давно завоевано у определённой категории пишущих той деятельность, которую я выстраивал вокруг фестиваля «Аэлита» и журнала «Уральский Следопыт» все эти годы. В общем, всё вот это и подтолкнуло.

 

- В книгах какого жанра у издательства сейчас большая необходимость?

- Конкретно у нашего ЭИ? У нас потребность в любых книгах, написанных увлекательно, умно и литературно качественно!

Естественно, поскольку литературную часть издательства изначально организовывал я, а последние 10 лет я занимался исключительно фантастикой (и как организатор фестиваля фантастики, и как автор, и как издатель, редактор и т.д.), то в наше издательство пока более стекаются рукописи именно фантастические. Но мы везде объявляем, что приветствуем самые разные жанры, поэтому ситуация меняется. Вот, например, только сегодня пришло два произведения в жанре прозы, и очень, кстати, по первой оценке, интересные. Так что мы берём к рассмотрению практически всё: разнообразную прозу, детективы, любовные романы, произведения для детей, и даже научные и научно-популярные труды и методическую литературу.

Единственная проблема – не хватает «редакторских рук», скорость поступления рукописей уже существенно превышает нашу пропускную способность. Поэтому возникает очередь. Однако первичное рассмотрение (т.е., ответ автору, берём мы его произведение в работу или нет) у нас очень быстрое – неделя, максимум. А часто я вообще даю ответ за пару дней. Другое дело, что любой текст, принятый в первом приближении, требует редакторско-корректорской вычитки – и тут очереди уже длиннее.

 

- А порядок отбора книг для издания зависит от именитости автора? Или ставка идет на талант и шанс издаться есть у всех? 

- Если вести речь о «ставке», то она именно на талантливые и интересные произведения. Мы рассматриваем все рукописи вне зависимости от «именитости» автора. Само собой, «звёзды», публикующиеся в центральных издательствах, свои произведения в издательство электронное сейчас не отдадут хотя бы уже потому, что у «звёзд» там и контракты и соответствующие гонорары, которых ЭИ обеспечить пока не только «звёздам», но и никому не сможет. Но среди авторов, обращающихся к нам, есть те, кого уже я знаю как редактор, и те, кого не знаю совершенно. Так что естественно, что рукописи первых рассматриваются быстрее. Но так происходит везде, и в бумажных издательствах, более того – там просто ответа «берём – не берём» неизвестные, да и не слишком неизвестные авторы ждут порой месяцами.

Если же вести речь о «шансах издаться», то для авторов качественных во всех отношениях литературных произведений они практически равны 100%. Другое дело, что я, например, достаточно строго веду политику неприятия некоторых типов произведений. Скажем, если в текст неоправданно много нецензурных выражений, или присутствует явное смакование сцен насилия, порнографии и т.д., и т.п., то такие произведения мы, как минимум, стараемся перерабатывать редакторски, смягчая или удаляя всё, указанное выше, или же вообще отказываем в приёме, если считаем, что ценность произведения в целом не стоит усилий редакторов.   

 

- Ваш прогноз развития рынка электронных книг?

- Сейчас налицо тенденция падения тиражей бумажных книг. Некоторые люди делают из этого вывод, что книга умирает вообще. У меня у самого имелись такие опасения, но я быстро понял, что подобные разговоры во многом напоминают ситуацию из известного фильма «Москва слезам не верит». Помните, один из героев убеждал героиню, что «через 20 лет не будет ни театра, ни кино, а будет одно сплошно телевидение»? Прошло уже в 2 раза больше времени, а что мы видим? Да, телевидение захватило свою нишу, оно потеснило и кино, и театр, но не заменило их. Так же и обычную бумажную книгу потеснили компьютерные игры и во многом фильмы, но не заменили совсем. 

А то что «бумажная книга» потихоньку умирает как один из видов книги, так это процесс, думаю, естественный, и стенания типа «ах, уходит книга! ах, уходит запах типографской краски! ах, в электронный книгах нет души!» – это не более чем нежелание расстаться с устоявшейся привычкой. Ничего страшного не происходит – сегодня мы наблюдаем не умирание книги как класса, а просто СМЕНУ НОСИТЕЛЯ книжной формы. Сотни лет эту функцию успешно выполняла бумага –  слава бумаге! Сколько прекрасных литературных произведений достигли читателя в виде бумажных книг и скольких прекрасных людей они сформировали. Но приходит время, совершенствуются технологии – и совершается технологический скачок. Подобная смена носителя, смена технологий в книгоиздании уже имела место в истории человечества – в 15 веке, когда Иоганн Гуттенберг изобрёл печатный станок. И тогда, возможно, находились люди, которые сетовали по поводу того, что бездушный печатный станок заменяет рукописные книги, в страницы которых, якобы, вложена душа писца, застывшая в трепетных каллиграфических строчках. Сейчас мы наблюдает такой же «технологический прорыв», не более, и нет никакой катастрофы. (Вот где она есть – так это в сложившейся последние лет 15-20 системе, когда все бумажные издательства оказались в двух наших столицах, фактически, диктуя монополию на то, что и как нужно издавать. Но эра электронных книг однозначно сломает эту порочную практику).

В общем, что бы кто ни говорил, люди, к счастью, продолжают читать. Конечно, количество читающих по сравнению, скажем, со временами 30-летней давности значительно упало, но оно ну о-очень сильно отличается от нуля. То есть, книга как «явление» не умирает и не умрёт. Она лишь сменит форму. Более того, сегодня мы уже на пороге нового грандиозного прорыва в области электронных устройств для чтения: пройдёт совсем немного времени и сегодняшние так называемые бук-ридеры будут казаться таким же анахронизмом, как первые громоздкие и примитивные мобильные телефоны в сравнении с сегодняшним коммуникатором. Вот тогда эра электронных книг наступит окончательно.

Что касается бумажных книг, то, как я уже сказал, они останутся как эксклюзивный и очень дорогой товар для истинных ценителей – ну, как сейчас, скажем, покупают коллекционные вина и хранят их. Кроме того, я почти не сомневаюсь, что рука об руку с системой электронных издательств будет шагать система бумажного книгоиздания «print-on-demand» (печать по требованию). Т.е., когда либо авторы сами для себя, либо читатели станут заказывать от одного и более экземпляров конкретной книги. Поэтому мы сейчас работаем над поиском подходящей компании, располагающей соответствующим оборудованием, чтобы заключить с ними партнёрское соглашение. Надеюсь, это будет выгодно всем.


Разумова Наталия

Категория: Интервью | Просмотров: 735 | Добавил: reksam | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]